Что такое PR-услуг и их развитие на российском рынке

Скачать

Что такое PR-услуг и их развитие на российском рынке.ВведениеСчитается, что PR в России формально появился только в начале 90-х годов с началом функционирования на еще только формирующемся рынке первых агентств по связям с общественностью. Вполне понятно, почему именно в начале 90-х, а не раньше, как, например, в Европе или в США – просто в России только тогда мог появиться первый клиент, потенциальный потребитель подобного рода услуг. До этого ни а каком PR и речи быть не могло – частный бизнес еще только зарождался и молодые компании больше были заинтересованы в том, чтобы физически выжить в нестабильных условиях. Да и вряд ли многие из них вообще рассчитывали на долгое функционирование, их скорее интересовала сиюминутная прибыль и быстрый оборот средств. А в подобную деловую философию, при которой основное внимание уделяется увеличению стоимости материальных активов, такие понятия, как доброжелательное отношение, гармонизация деятельности предприятия в соответствии с интересами общественности, благоприятный имидж, долгосрочная перспектива, никак не вписывались. Следовательно, в бизнес-секторе, за редким исключением, в PR тогда просто не могло быть практически никакой потребности. Что касается политического PR, то и в этой сфере Россия к 90 годам еще не достигла такого уровня развития, чтобы реально потребовалось применение PR-методов. К примеру, Г.Г. Почепцов связывает выход PR на главные позиции с возрастанием роли общества. В нашем прошлом и частично в настоящем две ветки устройства современного мира – государство и общество – были неравномерно развиты. Если в рамках Запада государство моделируется как аппарат, нанятый для управления на деньги налогоплательщиков, то есть государство проистекает от более сильного компонента – общества, то в нашем мире скорее общество выглядит как порождение государства. Все задержки с развитием PR в нашем мире связаны именно с этим. Но до тех пор, пока гражданин не займет в нашем мире достойное его место, не будет не только PR, но и настоящей демократии. По мнению М.М. Щедровицкой, настоящий PR и качественные СМИ могут существовать только в демократическом обществе. В авторитарных государствах они принимают форму агитации и пропаганды, становятся простыми, но эффективными орудиями власти для манипулирования общественным сознанием, поведением людей.Однако существует мнение, что в еще советское время государство активно проводило информационную политику весьма близкую к тому, что сегодня понимают под PR. В частности, Г.Г. Почепцов отмечает, что Советский Союз уже в 30-е годы обладал достаточно сильной практикой связей с общественностью. Сохраняя в достаточной степени репрессивный режим, он во многом оставался в глазах как своей, так и зарубежной общественности весьма прогрессивным и привлекательным государством. Работа специалистов по PR (их должности, конечно, назывались иначе) была налицо. Их задача упрощалась отсутствием альтернативных источников информации, но все равно эта работа была гигантской по масштабам. Но все-таки, нельзя не отметить кардинальное различие в методах управления информацией: тогда в основном использовались более жесткие техники пропаганды и агитации, особенно при формировании общественного мнения внутри страны. Однако в отличие от бизнес-сферы, в политике уже в начале 90-х годов начало зарождаться понимание того, что одним из условий достижения политических целей является формирование благоприятного имиджа в глазах общественности, точнее сказать, электората. Таким образом, по большому счету в 90-х гг. еще было рано говорить о появлении полноценного клиента для PR-агентств как в политической сфере, так и в бизнесе (кроме, пожалуй, иностранных компаний, входивших на российский рынок). Но тогда, согласно утверждению «спрос рождает предложение», PR-рынок в России должен был начать активно развиваться несколькими годами позже. Причина же появления на нашем рынке предложения PR-услуг, скорее всего не в том, что была в них насущная осознанная потребность, а в том, что это был период распространенного копирования западного стиля жизни и ведения бизнеса. И PR в России, возможно, появился как некая западная «диковина». И только после этого, можно сказать, под влиянием предложения, начал рождаться реальный, хотя и не всегда до конца осознанный спрос. До сих пор рынок PR в России нельзя назвать по-настоящему крупным, по оценкам экспертов, его суммарный оборот колеблется от 20 до 30 миллионов долларов (тогда, как, например, рынок рекламы оценивается в 800 миллионов долларов). В то же время российские бизнесмены начинают проявлять больший интерес к PR-методам, чем к прямой рекламе своих компаний или продукции [3]. То есть клиент в своем развитии начал постепенно приближаться к осознанию того, что успех бизнеса, особенно в долгосрочной перспективе, а «перспективы» в российском бизнесе становятся все более «долгосрочными», напрямую зависит от того, как организация строит свою информационную стратегию. Как заявил в программе генеральный директор журнала «Эксперт» А. Шмаров: «Репутация – это капитал. Хорошая репутация – это большой капитал».Да и в политической сфере с развитием механизмов политического участия граждан и увеличением зависимости эффективности достижения политических целей от характера этого участия началось применение механизмов более мягких, рассчитанных на установление обратной связи и в меньшей степени ориентированных на принуждение, в отличие от широко использовавшихся до этого агитационно-пропагандистских методов. Можно сказать, что в России намечается тенденция формирования близкой к западной модели взаимодействия клиента и PR-агентств, в рамках которой у клиента возникает потребность в определенном наборе услуг; агентство ему их предоставляет и при этом вносит что-то свое; клиент потребляет эти услуги и одновременно формирует потребности на будущее, учитывая при этом предложения PR-агентств и опять же добавляя что-то новое от себя. Таким образом, система находится в постоянном развитии за счет цикличности взаимодействия ее составляющих. В Москве высокий уровень спроса на PR-услуги со всех сторон, здесь трудно что-то выделить, и высокая конкуренция за то, чтобы исполнять эти услуги. В регионах дело обстоит по-другому, там могут выделяться сектора, которые в большей или в меньшей степени нуждаются в подобного рода услугах. Надо сказать, что, действительно, повышенный спрос на услуги PR-агентств наблюдается главным образом в крупных городах страны. При этом большинство заказчиков, даже из регионов, предпочитают обращаться к столичным агентствам, так как в «провинции» сфера PR-услуг развивается значительно медленнее, чем в таких городах, как Москва или Санкт-Петербург.По большому счету все направления нуждаются в PR-услугах, и потребность эта растет прямо пропорционально взрослению российского рынка как такового. То есть те сферы, в которых наблюдается наибольший рост, и ощущают наиболее острую потребность в PR-услугах: телекоммуникации, фармацевтическая промышленность, продукты питания. Кроме того, сейчас начинают происходить процессы, которых раньше не было, за PR-услугами обращаются представители все более разнообразных отраслей, например, «пришел один из крупнейших хладокомбинатов Москвы: «Нам нужно PR-сопровождение», а до этого занимались только рекламой; или Федерация дзюдо России – PR спортивных организаций – тоже очень интересно, обходились ведь как-то без PR, а теперь в связи с скоростным развитием рынка не могут. Российские агентства в состоянии обеспечить полное PR-сопровождение, причем сделать это качественно, клиент редко осознает необходимость комплексного подхода к информационной стратегии, значительно чаще компании обращаются просто за какой-либо отдельной услугой, будь то проведение пресс-конференций или составление пресс-релизов, проведение отдельных акций, устроить событие. События могут быть любые: пресс-конференции, круглый стол, партийный съезд, новогодний праздник и это востребовано, чаще всего. То есть, опять же, заказчик еще не «дорос» до фундаментального, глубинного подхода к проблеме, он все еще в значительной степени ориентирован на краткосрочный ощутимый результат. Но все-таки тенденция движения в сторону комплексного подхода ощущается. Организации стали созревать, что надо что-то осмысливать, что надо с чего-то начинать, что чудес не бывает. Вот пять этапов революции клиента по заказу PR – услуг:1. до рублевого обвала 1998 года – «период «шальных денег», когда зарубежные и наши компании очень легко сбрасывали деньги, то есть можно было на что угодно найти спонсорские деньги»;

Тип: реферат
Категория: Маркетинг
Скачать

Другие файлы:

Информационное общество
Человек в информационном обществе. Ресурсы или потенциал информационного общества. Развитие процесса информатизации: глобальный рынок ИТ-услуг и ПО, с...

Рынок банковских продуктов и услуг
Правовое регулирование рынка банковских продуктов и услуг. Классификация и характеристика предоставляемых розничных банковских продуктов. Учет жизненн...

Проблемы и перспективы развития коммерческого банка на российском рынке ценных бумаг
Характеристика банковской системы Российской Федерации. Понятие, принципы деятельности, функции и классификация коммерческих банков, общая характерист...

Эффективные рекламные коммуникации на современном российском рынке
Рекламные коммуникации: понятие, задачи и основные характеристики. Анализ эффективности рекламных коммуникаций на современном российском рынке товаров...

Анализ деятельности банка на рынке потребительского кредитования на примере ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банка"
Характеристика банка, его структуры и системы управления. Маркетинг банковских услуг. Экономический анализ деятельности банка. Анализ финансового сост...