Августовский переворот 1991

Скачать

Новый союзный договор, его суть, сторонники и противники, результат. Создание Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), его цели и состав. Последствия Августовского путча как попытки отстранения Горбачёва с поста Президента СССР.

Размер: 25,2 K
Тип: реферат
Категория: История
Скачать

Другие файлы:

Августовский путч
Августовский путч как попытка государственного переворота и ее провал, основные этапы зарождения и реализации, политические и социальные предпосылки....

Мозаика русской истории
Августовский кризис 1991 года. Алмазный фонд. Белорусский коллаборационизм. Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви. Военный комму...

Августовский путч 1991 года
События 19-20 августа 1991 года занимают особое положение в отечественной литературе. С одной стороны, можно констатировать что тема не обделена внима...

Период перестройки, августовский путч 1991г. Воспоминания Н. Рыжкова, М. Горбачева и Б. Ельцина как исторический источник
События 19-20 августа 1991 года занимают особое положение в отечественной литературе. С одной стороны, можно констатировать что тема не обделена внима...

Августовский путч (причины и следствия)
Книга, предлагаемая вниманию читателя, - первое издание, в котором свою оценку событиям августа 1991 года дает Президент СССР. Одно из ее главных дост...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Новый союзный договор, его суть, сторонники и противники, результат

Глава 2. Создание ГКЧП, его цели и состав

Глава 3. Результат и последствия Августовского путча

Заключение

Список литературы

Введение

19 августа 1991 года в СССР была осуществлена попытка государственного переворота - вошедшая в историю под названием «Августовский путч». Над страной нависла угроза новой диктатуры. Через три дня путчисты были разгромлены. Эта победа доказала волю нашего народа к демократии и необратимость завоеваний Перестройки.

Путч и его геополитические последствия по-прежнему остаются одной из болевых точек российской истории ХХ века и так же, по-прежнему, привлекают интерес и внимание не только профессиональных историков и политологов, но просто мыслящих граждан.

Воспоминания действующих лиц и очевидцев были опубликованы в течение первых несколько лет после провала путча.

Позже увидели свет многочисленные мемуары. Публиковались (частично) даже материалы следствия и обвинительное заключение, вышли в эфир видеозаписи допросов основных обвиняемых по делу о Государственном комитете по чрезвычайному положению (ГКЧП). Таким образом, любой ныне живущий гражданин России не испытывает дефицита информации. Однако, число «версий» и трактовок растет из года в год, увеличиваясь в геометрической прогрессии в преддверии круглых дат.

Цель нашей работы - систематизировать многочисленные источники информации и упорядочить картину августовских событий 1991 года.

Задачи исследования следующие:

1. Описать Новый союзный договор, его суть, назвать сторонников и противников, описать результат.

2. Изучить процесс создания ГКЧП, его цели и состав.

3. Проанализировать результат и последствия Августовского путча.

4. Сделать выводы по теме работы.

1. Новый союзный договор, его суть, сторонники и противники, результат

На IV Съезде народных депутатов РСФСР (май 1991 года) было принято решение о проведении выборов президента РСФСР, которые были назначены на 12 июня. Лучшие шансы быть избранным на этот пост имел Б.Н. Ельцин.

Он укрепил свои позиции и сформулировал условия подготовки и подписания нового Союзного договора: диалог всех политических сил и профессиональных объединений всех республик на принципах «круглого стола», формирование демократической коалиции партий, рабочих движений, различных объединений, отказ от применения силы, в том числе военной, как средства политической борьбы, развитие системы прямого народовластия, верховенство закона. Он призвал создать коалиционное правительство народного доверия и согласия для скорейшего подписания данного договора.

Совершая поездки по стране летом 1990 года, Б.Н. Ельцин сформулировал основные черты тактики российского руководства по отношению к Союзному договору: «Учитывая, что мы от союзной структуры отказываемся, от всех министерств союзных отказываемся, все на себя берем, в России тоже не будет этой бюрократии… Вокруг России будут и другие союзные республики соответственно как-то консолидироваться. Потому что как только мы приняли Декларацию о суверенитете, так сразу приняли Декларацию Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия», [1].

Чтобы ослабить позиции союзных республик на переговорах о Союзном договоре, Горбачев попытался привлечь к его подготовке не только союзные, но и автономные республики в составе союзных. Российские политики увидели в этом враждебный шаг по отношению к РСФСР, потому что тем самым статус автономий поднимался до уровня республик. В результате напряжение в борьбе за суверенитет перекинулось на внутриреспубликанский уровень.

В ходе обсуждения Союзного договора Б.Н. Ельцин отстаивал независимость России как субъекта международных отношений. По сути, такой подход означал конфедеративное устройство Союза. Фактором объединения должен был стать межреспубликанский общий рынок. Ельцин соглашался передать на союзный уровень только Министерство обороны, Министерство путей сообщения и Министерство атомной энергетики, [7].

В конце июля 1991 года Россия в числе семи союзных республик согласилась заключить новый Союзный договор. Украина ждала референдума.

23 июля 1991 года состоялось самое большое совещание по тексту договора. Обсуждение длилось 12 часов, но один из самых важных разделов - о союзных налогах - остался неурегулированным. 29 июля М.С. Горбачев встретился с Б.Н. Ельциным и Н. Назарбаевым, чтобы выработать план действий после подписания договора. Они сошлись на том, что пост президента будущего обновленного Союза займет Горбачев.

2 августа М.С. Горбачев выступил по телевидению с обращением к населению и объявил, что Союзный договор «открыт к подписанию». Он уверял, что «война законов» будет закончена, союзная государственность будет сохранена.

5 августа текст договора отправили в республики. В Верховный Совет РСФСР текст поступил 10 августа, а на 20 августа было назначено подписание, после которого договор вступал в силу. Тщательно отработанный протокол подписания договора исключал участие и союзного, и республиканских парламентов, ни слушания, ни голосования в парламенте не предусматривались, [6].

В договоре была статья о создании Союза Суверенных Республик - суверенного федеративного демократического государства как правопреемника СССР. Новая аббревиатура (ССР) принципиально меняла характер будущего Союза. Участниками договора становились государства, обладающие всей полнотой суверенной политической власти, [1].

К полномочиям нового Союза относились внешняя политика, обеспечение государственной безопасности, защита суверенитета Союза и его субъектов, внешнеэкономическая деятельность. Для выполнения этих функций предполагалось формировать союзный бюджет. Предусматривалась следующая структура власти: глава государства - президент, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью и избираемый на всеобщих выборах, и двухпалатный Верховный Совет, одна палата которого - Совет Союза - избирается непосредственно населением, а другая - Совет Республик - формируется высшими органами власти республик. Съезд народных депутатов не предусматривался. Должны были быть сформированы Кабинет министров, Конституционный суд, прокуратура. На основе Союзного договора предстояло выработать и новую Конституцию ССР.

Проект Союзного договора был компромиссным и потому крайне противоречивым. Например, Союз создавался по «принципу матрешки», так как включал в себя «государства непосредственно» или в «составе других государств», при этом говорилось, что они «обладают равными правами и несут равные обязанности», [3]. Конструкцию, в которой целое уравнивается с частями, крайне неустойчива. Автономная республика получала право выхода из состава Союза, но могла при этом оставаться в составе союзной республики; ее граждане являлись бы гражданами Союза, но не обязательно союзной республики. Не был решен вопрос о процедуре разрешения противоречий между союзными законами и законами автономных республик. Межгосударственный характер приобретали административные границы между республиками. Эти и многие другие противоречия проекта открывали путь к развалу союзных республик.

Достаточно сбалансировано была разведена компетенция Союза и входящих в него государств в сфере обороны, безопасности, правоохранительных органов, внешней политики, денежной эмиссии. Однако спорными оставались вопросы: какие союзные министерства должны остаться, какой должна быть налоговая система?

Проект критиковали и демократы, и консерваторы. Демократы, как и национальные элиты республик, считали, что такой договор возрождал имперские традиции и ущемлял национальный суверенитет. Консерваторы, напротив, видели в нем угрозу для сохранения целостности Союза, оценивали его как «трамплин» для выхода из состава СССР большинства союзных республик. Они предлагали пересмотреть этот документ на Верховном Совете, а затем Съезде народных депутатов.

Отсутствие согласия в обществе по поводу проекта Союзного договора предопределило ход истории. Поставить свои подписи под этим документом соглашались лидеры лишь семи республик. От любых переговоров по этому поводу отказались государства Балтии. Столь же категорично о своей независимости заявила Грузия. Центробежные тенденции были сильны в Азербайджане и Молдове. Украина ждала референдума. Активно поддерживали идею «обновленного Союза» республики Средней Азии, которые рассчитывали на сохранение традиционных финансовых вливаний из России. Союзное руководство планировало подписать договор 20 августа 1991 года.

Согласившись подписать Союзный договор, Б.Н. Ельцин мучился сомнениями: не станет ли этот документ ловушкой для России? Выступая на «Радио России» 10 августа 1991 года, глава российского государства заявил, что после подписания договора власти союзных ведомств придет конец, что мы, россияне, немедленно откажемся от услуг союзных министерств, все предприятия перейдут под юрисдикцию России. 16 августа «Российская газета» опубликовала заявление координационного совета движения «Демократическая Россия», в котором звучало предостережение от подписания этого договора, [1].

Таким образом, подписание Союзного договора оказалось в эпицентре противоборства между главными политическими силами. В зависимости от того, кто победит, должны были сложиться личные судьбы политиков союзного и республиканского ур...