"Славная революция" 1688 г.

Скачать

Славная революция как принятое в историографии название государственного переворота 1688 года в Англии, в результате которого был свергнут король Яков II Стюарт. Этапы, политико-правовые итоги данного исторического явления и оценка его значения.

Размер: 29,2 K
Тип: контрольная работа
Категория: История
Скачать

Другие файлы:

Педагогические взгляды Джона Локка
В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая подготовила почву для промышленного переворота. Это была революция, возвестившая наступление...

Славная революция 1688-1689 годов в Англии и Билль о правах
Книга посвящена "славной революции" 1688-1689 гг., ключевому событию английской истории, имевшему мировое значение, и главному ее результату - Биллю о...

Славная революция
Избрание на трон Англии и Шотландии Якова II Стюарта и оценка его политики: создание постоянной армии, роспуск парламента и выпуск "Декларации о религ...

Конец классового компромисса 1688 г. и борьба буржуазии за власть
Французская революция и классовая борьба в Англии, ее итоги. Подъем рабочего и демократического движения. Политическая и идеологическая борьба в перио...

Политические революции второй половины XX века
Понятие и механизмы политических революций. Историческое определение понятия "революция". Понятие революции в философии. Алжирская революция 1954 – 19...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

«Славная революция» 1688 г.

Славная революция (англ. Glorious Revolution) - принятое в историографии название государственного переворота 1688 года в Англии, в результате которого был свергнут король Яков II Стюарт. В перевороте участвовал голландский экспедиционный корпус под командованием правителя Нидерландов Вильгельма Оранского, который стал новым королём Англии под именем Вильгельма III (в совместном правлении со своей женой Марией II Стюарт, дочерью Якова II). Переворот получил широкую поддержку среди самых разных слоёв английского общества. Маколей считал данное событие центральным во всей истории Англии.

Данное событие встречается в исторической литературе под названиями «Революция 1688 года» и «Бескровная революция»; последнее название, однако, отражает только характер перехода власти в Англии и не учитывает войны с якобитами в Ирландии и Шотландии.

Традиционная аристократия и «новые богачи», нажившиеся при Кромвеле, были согласны признать Стюартов в лице Карла II (1660-1685), которого сменил затем его брат Яков II (1685-1688). Имущие классы желали порядка, но также признания королем парламентского режима. Если Карл II добился того, что его более-менее признавали, то не так обстояло дело с его братом. Стремящийся к авторитаризму, Яков II был к тому же католик, в то время как почти все англичане - протестанты или англиканцы - к католичеству относились враждебно. Поскольку обе его дочери от первого брака были замужем за протестантскими князьями, англичане надеялись, что пребывание католического короля на престоле будет преходящим. Но когда Яков II вновь женился на итальянской принцессе, католичке, и в 1688 г. у него родился сын, перспектива видеть в Англии укрепившуюся католическую династию стала невыносимой для правящих классов. Они обратились к зятю Якова II протестантскому принцу Вильгельму Оранскому, правителю Голландии. Покинутый всеми, Яков II был вынужден бежать во Францию. Корона перешла к его дочери Марии и ее мужу Вильгельму Оранскому. Перед коронацией им пришлось подписать Билль о правах (1689), в котором подтверждалось, что законы и налоги принимает парламент.

Революция 1688 г., которую ее организаторы окрестили «славной революцией», не была народной, как та, которую возглавлял Кромвель. Это была революция сверху, государственный переворот, совершенный правящими классами.

«Акт об устроении» (1701) устранил всех католиков от наследования престола. После правления Анны (1701-1714) корона перешла к дальнему родственнику, но протестанту, курфюрсту Ганновера. Так установилась Ганноверская династия (принявшая в 1914 г. более «английское» название Виндзорской). Немецкие князья, мало жившие в Англии, первые короли этой династии Георг 1 и Георг II, кстати сказать, люди малоспособные, не препятствовали установлению парламентского режима, т.е. обычаю, по которому король назначает премьер-министром лидера парламентского большинства, по принципу «Король царствует, но не управляет».

Провозглашенная в Англии после казни короля республика просуществовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная политика Стюартов вызвала широкое недовольство. В 1688 г. Стюарты были свергнуты; в 1689 г. был принят «Билль о правах», закреплявший государственно-правовые гарантии законности и правопорядка. Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием «Славная революция», оформил становление в Англии конституционной монархии.

Политико-правовые итоги «Славной революции» получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632-1704 гг.).

В произведении «Два трактата о правлении» (1690 г.; в иных переводах - «Два трактата о государственном правлении», «Два трактата о правительстве») Локк дал критику теологическо-патриархальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о «естественном состоянии». Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, - «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого».

К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет «мое», «твое» от общей собственности; собственность - нечто, неразрывно связанное с личностью: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью».

Обоснование частной собственности направлялось как против уравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости - собственность не может быть равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации).

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это - состояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей - каждый обладает властью охранять «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество».

Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии эти гарантии недостаточно надежны, ибо неупорядоченное использование каждым своей власти наказывать нарушителей закона природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо «закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей».

Для создания гарантий естественных прав и законов, считал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

В духе юридического мировоззрения Локк рассуждал об основаниях распространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначального соглашения (дети и иностранцы), о праве народа пересмотреть первоначальное соглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или их гарантий. Наиболее важны те положения теории Локка, в которых категории естественного права соединяются с теоретически осмысленным опытом английской буржуазной революции.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий. «Свобода людей в условиях существования системы правления, - подчеркивал Локк, - заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».

Согласно теории Локка, абсолютная монархия - один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Абсолютная монархия - всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного. Отсюда - одно из основных положений теории Локка: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».

Пределы власти государства при всех формах правления - естественные права подданных. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот...