"Оттепель": духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)" в 11 классе общеобразовательной школы

Скачать

Предпосылки и причины появления "оттепели" как эпохи правления Н.С. Хрущева после смети Сталина. Определение понятия "культ личности". Сущность и значение изменений в сфере культурной, научной и духовной жизни советского общества в 1954-1964 годах.

Размер: 137,3 K
Тип: дипломная работа
Категория: История
Скачать

Другие файлы:

Хрущевская "оттепель" и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг
С позиций современного научного знания в книге исследуются такие конкретно-исторические проблемы общественно-политической жизни 1953-1964 гг. в СССР,...

СССР в годы хрущёвской оттепели (1953-1964)
Альтернативы развития Советского Союза после смерти Сталина. Реформы и контрреформы Н.С. Хрущева в области сельского хозяйства, политической системы....

Формирование знаний у учащихся средней общеобразовательной школы по теме "Углы"
Психолого-педагогический аспект изучения темы "Углы" в 8 классе средней общеобразовательной школы. Методические особенности изложения данного раздела...

Геометрия в 7 классе
Данное пособие предназначено для учителей, работающих в VII классе общеобразовательной школы. Оно содержит методические рекомендаций по использованию...

Социальная и духовная жизнь Приднестровья в послевоенные годы
Восстановление системы народного образования и культурно-просветительная работа в Приднестровье в послевоенный период. Развитие общеобразовательной, п...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Псковский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра русской истории

"Оттепель": духовная жизнь, наука и культура (1953-1964 гг.)" в 11 классе общеобразовательной школы

Выполнил: студент V курса

исторического факультета

дневного отделения

Медведев Николай Николаевич

Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент кафедры русской истории

Никандрова Ирина Евгеньевна

Псков, 2012

Содержание

Раздел I. Современное состояние исторической науки по изучаемой проблеме

Раздел II. Методические разработки по теме "Оттепель": духовная жизнь, наука и культура"

2.1 Методическая разработка урока

Раздел III. Обоснование урока

3.1 Анализ учебно-методического комплекса

3.2 Структурно-функциональный анализ учебного материала по теме

3.3 Целевые установки

3.4 Обоснование выбора методов обучения и современных педагогических технологий

3.5 Пути и средства активизации самостоятельной деятельности учащихся

3.6 Организационные формы занятий по данной теме

3.7 Дидактические средства обучения по теме

3.8 Возможность использование межпредметных связей

3.9 Функциональный компонент учебного материала

3.10 Диагностика результатов изучения данной темы

Спецификация итоговой роботы по теме "Развитие культуры и науки в 40-80-е гг. XX века" для учащихся 11 класса

Список источников и литературы

Приложение

Раздел I. Современное состояние науки по изучаемой проблеме. Основные историографические концепции

Тема "Оттепель": духовная жизнь, наука и культура (1953 - 1964 гг.) всегда интересовала многих историков, занимающихся исследованиями в области советской культуры ХХ века, так как это был новый период в истории СССР, который оказал огромное влияние на советскую политическую систему, общественную, культурную и духовную жизнь в целом.

Историографическая ситуация, сложившая вокруг заявленной проблематики, неоднозначна. С одной стороны, исследовательская литература в данной области весьма обширна и разнообразна, она включает в себя различные документы, воспоминания современников, монографии, посвященные изучаемому периоду. Но с другой стороны, несмотря на обилие исследований по данной теме ощущается, на первый взгляд, недостаток в работах периода с середины 60-х до середины 80-х гг. ХХ века, это связано с политическим отчуждением периода Хрущева Н.С., но нельзя в полной степени утверждать, что в изучаемый нами период художественная культура "оттепели" не рассматривалась. Именно после 1964 года, выходило множество многотомных трудов по культуре СССР, где так или иначе ученые пытались осмыслить, не смотря на цензуру, культурную политику Н.С. Хрущева, именно этот период характеризуется выделением "оттепели" в отдельный этап развития советского общества. Наше историографическое исследование дает и альтернативные оценки культурного развития СССР в 1953-1964 гг., в частности во втором этапе 1964-1985 гг. эта тема рассматривалась не столь прямолинейно некоторыми историками.

В историографии проблемы, связанной с нашей темой, можно выделить следующие периоды: 1 - "современники" (1953 - 1964 гг.); 2 -"послеоттепельский период" (1964 - 1985 гг.); 3 - период "перестройки" (1985 -1991 гг.); 4 - постсоветский период (с начала 1990-х гг. по настоящее время). Последний период подробно не освещается в нашем историографическом исследовании, это объясняется большим привлечением материалов 90-х годов и начала 2000-х в самой работе, что позволяет и так сделать выводы о появлении в этот период немалого количества монографий, освещавших духовную жизнь, науку и культуру в период "оттепели" и сделать определенные выводы.

Следует отметить, что для первых двух периодов характерно в большей степени рассмотрение истории с точки зрения советской партийной идеологии, что оставляло отпечаток на изложении материала. В свою очередь, для периода "перестройки" характерен некоторый радикализм мнений.

В 50-е годы, после смерти Сталина в партии и стране начали происходить важные политические изменения. Конструктивные, позитивные перемены затронули тогда все сферы общественной жизни: партию и государство, экономику и социальные отношения, науку и культуру. Научное и художественное творчество постепенно освобождалось от пут догматизма. Решения XX съезда КПССС, а точнее, та духовная атмосфера, которая сложилась в обществе после чтения на закрытом заседании доклада "О культе личности и его последствиях", послужили серьёзным импульсом к изменению положения дел в исторической науке и в самом обществе. В выступлении H.С. Хрущёва говорилось о несовместимости "культа личности" с политикой партии: "После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания, превращение ее в какого-то сверхчеловека, одной личности; превращение её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами…". ХХ съезд партии дал толчок не только политической, но и идеологической реабилитации, началу переосмысления многих общественных явлений в том числе и в сфере культуры.

Несмотря на свою ограниченность решения ХХ съезда КПСС имели огромное значение. Оно состояло не столько в критике И. В. Сталина, сколько в попытке повернуть страну на новый путь развития. Как обосновано писал А.А. Данилов: "Помимо желания высших руководителей партии, видевших в съезде первоначально лишь средство удержаться у власти, он оказал куда более важное влияние на судьбы партии и страны. Главным было то, что он сумел изменить, саму общественную атмосферу, положить начала раскрепощению сознания миллионов людей…".

Задачи историков в изменившейся ситуации были конкретизированы в речи А.И. Микояна 16 февраля 1956 года на вечернем заседании съезда. В частности, он сделал вывод о том, что "научная работа в области истории нашей партии и советского общества, пожалуй, самый отсталый участок нашей идеологической работы", стал для историков ориентиром в исследовательской деятельности. Очень точно охарактеризовал суть обновительных процессов в исторической науке "оттепели" профессор Я. Гуревич: ""Шестидесятники" решали задачу в высшей степени важную и необходимую, но в определенном смысле несложную. Им предстояло расчистить "завалы" догматизма, отказаться от сталинских вульгаризаций и очевидный упрощений…".

В нашем историографическом обзоре мы не будем останавливаться на казалось бы далеких от истории отечественной культуры событиях ("дело Краснопевцева" и др. рецидивы политики сталинизма), однако, они препятствовали творческому раскрепощению ученых, поступательному развитию во всех отраслях истории.

Хотя демократические процессы второй половины 50-х годов, безусловно, сыграли положительную роль в расширении тематических рамок исторических исследований. Реабилитация людей, невинно пострадавших от репрессий, связанных с культом личности, дала возможность вернуть истории имена большого числа видных деятелей государства, в том числе и работников культуры. В 1956-1957 годах в союзе писателей были посмертно восстановлены: И.Э; Бабель, M.Е. Кольцов, Иван Катаев, Ю.О. Домбровский, Б. А. Пильняк. По мере реабилитации - и пересмотра оценок некоторых литераторов стали появляться публикации произведений М.И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. М. Зощенко, постановки пьес Н.Р. Эрдмана.

Со второй половины 50-х годов начал разрабатываться исследователями послевоенный период отечественной истории (отдельно период "оттепели" тогда не выделялся). По подсчетам А.В. Трофимова, только в 1961-1963 гг. было опубликовано около 700 работ, посвященных различным аспектам внутреннего развития СССР.

Изучаемый период характеризуется также введением в научный оборот значительного, в том числе ранее не исследованного архивного фонда, литературного наследия и мемуаров политических деятелей, затрагивающих, в том числе, и вопросы культурного строительства. Ощутимый шаг вперед в разработке проблемы сделала советская статистика. Кроме общих сборников и сборников по отдельным отраслям культуры, включающим данные по всей стране, были изданы статистическим материалы, посвященные культурному развитию отдельных республик.

Так в литературе стали подниматься вопросы, непосредственно затрагивающие проблемы взаимоотношений художника и власти, свободы творчества. Почти одновременно о праве писателя быть искренним заговорили О.Ф. Берггольц ("Разговор о лирике". Литературная газета. 1953. 16 апреля); К.Г. Паустовский ("Поэзия правды". Знамя. 1953. №10); Л.К. Чуковская ("О чувстве жизненной правды". Литературная газета. 1953. 24 декабря). Наибольший резонанс получила статья В.М. Померанцева "Об искренности в литературе", опубликованная в декабрьском номере "Нового мира" за 1953 г. Автор выступил против произведений, написанных по шаблону, призывал писателей брать темы и конфликты из жизни, высказывался против изначально заданного подхода к явлениям действительности". Попыткой теоретического обоснования свободы творчества, необходимости отмены государственного контроля за развитием литературы и искусства стала, опубликованна...