"Новый курс" Ф. Рузвельта

Скачать

"Новый курс" Ф. Рузвельта как система правительственных мер по преодолению кризиса Великой депрессии в США, предпосылки его формирования. Законодательное закрепление финансовой, экономической, сельскохозяйственной, социальной и промышленной реформ.

Размер: 49,0 K
Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать

Другие файлы:

Экономическая политика Ф.Д. Рузвельта
Великая депрессия в США. Первые проявления кризиса. Политика президента Герберта Гувера и его республиканского кабинета. "Новый курс" Рузвельта. Прихо...

"Новый курс" Рузвельта
Значение и сущность проведения экономической политики "Нового курса", проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта с целью выхода из масштабно...

Новый курс Рузвельта 3

Новый курс Ф.Д. Рузвельта единство слова и дела

Мусульманське право (шаріат). Політика Ф. Рузвельта
Правова система класичного періоду. Юридичні норми мусульманського права. Програма антикризових заходів Рузвельта, основні реформи в період перших "10...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Общая характеристика «нового курса» Ф. Рузвельта

1.1 Предпосылки формирования «нового курса» Ф. Рузвельта

1.2 Содержание «нового курса» Ф. Рузвельта

2. Законодательное закрепление «нового курса» Ф. Рузвельта

2.1 Законодательное закрепление финансовой реформы и реформы промышленной системы

2.2 Законодательное закрепление сельскохозяйственной реформы

2.3 Законодательное закрепление социальной реформы

Заключение

Литература

Введение

Знаменитый биржевой крах 1929 г. и последовавшие за ним явления глобального экономического, финансового и торгового кризиса, рост массового общественного недовольства, разорение фермеров, закрытие огромного числа предприятий - все это открыло дорогу новым представлениям о необходимости централизованного и всеохватывающего государственного регулирования социально-хозяйственных связей в стране. Даже в политической позиции президента Г. Гувера (республиканца и поэтому придерживавшегося доктрины «твердого индивидуализма» и невмешательства государства в экономику) к 1931 г. наметились сдвиги: были организованы государственные финансовые корпорации, которые предоставляли бы займы оказавшимся под особым воздействием кризисных явлений. К признанию необходимости более властной роли государства в делах экономики и социально-хозяйственных отношений склонились и представители крупного капитала.

На этом фоне развернулась новая избирательная кампания по выборам в президенты и в Конгресс 1932 г. Кандидат Демократической партии Ф. Д. Рузвельт в своей речи на съезде партии обещал дать американскому народу политику нового курса. Смысл его был им раскрыт в другой речи перед избирателями: введение элементов экономического планирования в целях «более справедливого распределения богатств и товаров и приспособления существенных элементов экономической организации к нуждам народа» Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. - М.: Мысль, 1988. С. 120..

Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила в истории США название «нового курса», основные реформы которого были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.

Провозглашенный «новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер. В своей совокупности они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики.

Актуальность темы исследования. Период Нового курса занимает в истории США особое место. Он, как система правительственных мер администрации президента Ф.Д. Рузвельта, направленных на преодоление последствий кризиса в социально-экономической, политической, духовной сферах развития, характеризовался тем, что именно в 1932-1941 годах самим ходом социального развития в центр политических дискуссий был поставлен вопрос о привлечении интеллектуальной элиты к решению возникших в период Великой Депрессии проблем. Программа «нового курса» являла собой позитивную социальную программу, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования, и законодательного регулирования экономики по областям.

Целью данной курсовой работы является изучение одной из самых важных социально-экономических программ США - «нового курса» Ф. Рузвельта и вопросов ее законодательного закрепления в различных нормативно-правовых актах.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику и рассмотреть предпосылки для формирования «нового курса» Ф. Рузвельта;

- раскрыть содержание «нового курса» Ф. Рузвельта;

-рассмотреть основные социальные, экономические, финансовые и сельскохозяйственные реформы, которые составляют сущность «нового курса» Рузвельта;

- изучить каким образом и где нашли свое законодательное выражение все указанные реформы.

1. Общая характеристика «нового курса» Ф. Рузвельта

1.1 Предпосылки формирования «нового курса» Ф. Рузвельта

После кратковременного промышленного бума 1919 года, когда США значительно увеличили экспорт, американская экономика столкнулась с серьезными трудностями.

Летом 1920 года началось падение производства, которое достигло самой низкой точки весной 1921 года. Объем внешней торговли сократился вдвое. Реальная заработная плата рабочих снизилась на 25-50%, все увеличивалась безработица. Однако этот экономический кризис, являясь чисто американским, не был продолжительным. Уже в 1922 году в США начался промышленный подъем.

В 1922-29 годах происходил бурный рост промышленного производства. К концу этого периода США выпускали промышленной продукции больше, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые.

Однако в экономике начинали накапливаться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису 1929-1933 годов.

Для некоторых категорий населения «процветание» между 1922 и 1929 годами так и осталось недостижимым фантомом. Это относится к рабочим некоторых отраслей промышленности (добыча угля, большинство отраслей легкой промышленности), мелким предпринимателям, вытесняемым крупным капиталом и к фермерам. Сельское население нищало под ударами затяжного аграрного кризиса.

«Ножницы» между ценами на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию все время раздвигались, что вело к разорению и обезземеливанию фермеров.

Оказавшееся в тисках кризиса перепроизводства, больше всего заинтересованное в правительственном вмешательстве, фермерство и в целом аграрный сектор экономики были прообразом очень недалекого будущего всей экономики.

Ущемление прав работников, гонения на их забастовочную и политическую деятельность, безудержная проповедь индивидуализма и расизма, презрение к неудачникам и обездоленным пустило глубокие корни, создавая условия, как выразился Рузвельт, возвращения эпохи «нового экономического феодализма» - абсолютного, ничем не ограниченного произвола олигархической верхушки общества. Стремительное падение курса акций на нью-йоркской бирже в октябре 1929 года возвестило начало экономического кризиса, который потряс весь капиталистический мир.

По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки.

Наиболее разрушительное воздействие кризис оказал на экономику США, отбросив ее к уровню 1913 года. Промышленное производство упало до самой низкой точки в июле 1932 года. Число безработных составило 17 млн. человек - почти 14% населения.

Особенно значительное падение выпуска продукции произошло в тяжелой индустрии. Национальный доход сократился почти вдвое, а объем внешней торговли - втрое. Вывоз капитала был почти полностью прекращен. В США обанкротилось свыше 5 тысяч банков. Десятки тысяч мелких фирм разорились или были поглощены корпорациями История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учебное пособие/ Под ред. А.Н. Маркова. - М.: Закон и Право, ЮНИТИ, 1995. С.56..

Обострялась социально-политическая обстановка: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт- кандидат от демократической партии.

Еще накануне выборов 1932 г. Рузвельт сознавал глубже и острее, чем кто-либо другой в Демократической партии, необходимость назревших перемен. Рузвельт сумел убедить руководство демократической партии в том, что партии необходимо придать новые черты, символизирующие ее близость к массам, переориентировать партию в свете приближающихся выборов на задачу завоевания большинства избирателей после ее двенадцатилетнего пребывания в оппозиции.

Рузвельт призвал партию укрепить ее массовую базу за счет привлечения под знамена партии демократических слоев населения - рабочих, фермерства, средних городских слоев. Он заявил: «В стране нет места для двух реакционных партий» Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. - М.: Мысль, 1988. С. 122.. Население ждало альтернативы, нового курса. Предложенная Рузвельтом предвыборная программа, направленная на поиск новых путей выхода из кризиса, программа, обращенная к простому человеку, получила название «Новый курс».

1.2 Содержание «нового курса» Ф. Рузвельта

Основой политики Ф. Рузвельта, получившей название «Нового курса», стала идея активного государственного регулирования, направленного на изменения распределительного механизма американской экономики и обеспечения социальной защиты «забытого американца у подножья экономической пирамиды».

Большое влияние...