"История Булгарии" как источник по истории уламы Поволжья и Приуралья в XVIII в.

Скачать

Литература татар по истории XVII-XVIII вв. История создания "Истории Булгарии". Жизнь Таджетдина Ялсыгул Аль-Башкорди, его труды. Упоминание Кул Гали, Сократа, А. Македонского в "Истории Булгарии", отражение в труде интересов улама и русских покровителей.

Размер: 51,5 K
Тип: курсовая работа
Категория: История
Скачать

Другие файлы:

Из археологии Поволжья и Приуралья
В сборнике публикуются статьи, в основу которых легли доклады, прозвучавшие на II Халиковских чтениях. Тематика работ посвящена проблемам и новым откр...

Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 1
Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Исторические судьбы нар...

Древняя история Нижнего Поволжья по письменным и археологическим источникам
Книга посвящена истории древних народов, живших в I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. на территории Нижнего Поволжья, Подонья, частично Северного Кавк...

История Татарстана и социология межэтнических отношений
Многие сотни лет на берегах Волги, Камы и Белой живет народ известный под именем поволжских татар. Неутомимыми земледельцами, искусными ремесленниками...

Очерк древнерусской метрологии
Главное направление исследований - социально-экономическая история России XVII-XIX вв.: процесс формирования капитализма в его начальной стадии, исто...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Литература татар по истории XVII-XVIII вв.
  • Таджетдин Ялсыгул Аль-Башкорди
  • Основные труды. Таварих-и Булгария
  • "Таварих-и булгари" как источник по истории уламы Поволжья и Приуралья в XVIII в.
  • Муслими и его "Таварих-и Булгария"
  • Заключение
  • Список используемой литературы

история булгария татарин

Введение

Источниковедение истории народов Поволжья и Приуралья периода феодализма разработано крайне слабо. Этому весьма важному вопросу до сих пор не посвящено ни одного монографического исследования, в котором на основе марксистской методологии давалась бы научная оценка большому комплексу источников как на западноевропейских языках, в том числе славянских, так и на языках восточных, включая татарский. И если из этого чрезвычайно богатого комплекса сведений отдельные разделы его, например, некоторые русские, европейские и частично арабо-персидские памятники более или менее научно освоены, то тюркоязычные исторические материалы, в особенности на татарском языке, изучены совершенно недостаточно. Следует отметить, что и некоторые давно известные науке татарские памятники, в отличие от случайных замечаний путешественников или внешних наблюдателей, привлекаются очень редко, поверхностно, порою ошибочно. А следовало бы ожидать обратное: ведь давно известно, что автохтонно-национальные источники обладают рядом преимуществ.

Жанр "таварих" ("историческая хроника") был довольно популярен с давних времен. До наших дней сохранились свыше 50 списков различных авторов. "Таварих-и" (памятники средневековой литературы на арабском, персидском и татарском языках) наряду с историей в них имеются сведения по Исламу, географии, астрономии, философии.

Одним из авторов "Таварих-и Булгария" ("История Булгарии") является Хисамуддин ибн Шарафуддин аль-Муслими. Согласно тексту, рукопись была создана в местности Ташбильге (ныне Алькеевский район РТ). Книга состоит из двух частей: "Диковинки сотворения" и "О последователях и последовательницах (сподвижниках) Пророка Мухаммада (мире ему и благословление Аллаха) из жителей Булгара", а также хатимы (заключения) - подробного рассказа о Тимуре и его разрушении Булгара.

Литература татар по истории XVII-XVIII вв.

Средневековая татарская историческая литература или почти не представлена сколько-нибудь удовлетворительными образцами, или же имеющиеся памятники носят, мягко говоря, слишком "своеобразный" характер, несвойственный типично историческим сочинениям. Однако, татарский народ около тысячи лет владел стабильной письменностью, имел развитый литературный язык, наконец, являясь дифференцированным в классовом отношении обществом, продолжительное время имел свое государство.

Первым на этот вопрос попытался ответить К. Фукс. В предисловии к своей "Краткой истории города Казани", отмечая отсутствие татарских исторических рукописей, он писал, что они "или истреблены огнем при взятии Казани, или, что также вероятно, увезены бежавшими тогда в Бухарию знатными татарами".

Несколько позднее И.Н. Березин также попытался выяснить причины отсутствия исторических сочинений у татар. В качестве причин такого отсутствия он перечислил целый ряд явлений, как-то: многочисленные войны на территории Казанского ханства, бесконечные междоусобицы, отдаленность Казанского ханства от культурных центров мусульманского Востока и т.д. И если к ним присовокупить, по его словам, "равнодушие казанских татар к истории своих предков, мы действительно получим те самые выводы, которые представляет литература Казанского царства - отсутствие подлинных татарских летописей".

По мнению Шигабутдина Марджани "ослабленное из-за постоянных войн, из-за отрицательных последствий внутренних распрей, Казанское государство не было в состоянии заботиться о науках, просвещении, воспитании подданных и о составлении научных сочинений, подлинных историй"; а те, которые когда-либо и были, погибли в дальнейшем из-за отсутствия книгопечатания. Но Марджани в своих рассуждениях не был последователен, даже подвергал свои же слова сомнению, заявляя, что "если когда-то у них процветало древо науки, то сколько событий и бедствий они не пережили бы, все же до нас дошли бы хоть некоторые остатки ее".

Более широкими были взгляды Ризаутдина Фахрутдинова. Так он видел причину отсутствия исторических рукописей не только в результатах завоеваний и восстаний, он добавлял сюда я последствия многочисленных пожаров, миссионерских погромов. Среди завоеваний он особое место уделял монгольскому нашествию, разбойничьей политике ханов-чингизидов.

"Потомки Чингиз-хана, - писал он, полемизируя с Абулгазы-ханом, - не служили культуре, наукам и просвещению; они не восстанавливали и сотой доли того, чего сами разрушали" при нашествии на цивилизованные страны. Последствия такого варварства, по мнению ученого, наблюдаются и в истории казанских татар. Однако Р. Фахрутдинова смущала и другая сторона вопроса: хотя в течение целого века после восстания Пугачева мусульмане Поволжья и Приуралья жили в относительном покое, мире, они также не смогли создать чего-либо существенного в области исторической литературы.

Вопрос об отсутствии татарских исторических сочинений и остался открытым, так как правильное объяснение его связано с научным пониманием социальной сущности писаной истории в классовых обществах. Необходимо также различать особенности идейно-политического назначения исторической литературы на разных этапах развития общества и выявить те конкретные социально-политические условия, объективные стимулы, без которых она не могла бы существовать и развиваться нормально. Выяснению отдельных моментов этих проблем и посвящаются нижеследующие страницы. Но необходимо подчеркнуть, что из-за слабой разработанности этих вопросов вообще и, данные наблюдения являются предварительными, а выводы, следовательно, носят постановочный характер, и они относятся прежде всего к исторической литературе феодального общества.

Таджетдин Ялсыгул Аль-Башкорди

Таджетдин Ялсыгул Аль-Башкорди (настоящее имя - Ялсыгулов Таджетдин Ялсыгул-улы, так же известен как Таджеддин Ялчыгул ал-Булгари, башк. Тажетдин Ялсы?ол ?л-Башk, тат. Та?етдин Ялчыгол; 1768-1838) - известный башкирский, татарский учёный-историк, писатель, поэт.

Точное место рождения Таджетдина Ялсыгула неизвестно. Согласно шежере, включенным им в работу "Булгариева история" ("Таварих-и Булгария") они с отцом жили в деревне Курмаш-Йылга в междуречье Ая и Арши (предположительно на территории современной Челябинской области).

Шежере проливают свет и на происхождение Таджетдина Ялсыгула. В них он называет себя "булгарским иштяком" и указывает на свою принадлежность к башкирскому племени айле, роду тыныш. По имеющимся источникам удается установить примерный год его рождения - 1767 или 1768 год. В детстве Таджетдин много путешествует с отцом. Так, примерно в 1775-1776 году они покидают родные места, так как отец Таджетдина отправляется в хадж. Путешествие заняло много времени. С 1776 по 1781 год они находятся сначала в Астраханском крае, а затем в Дагестане. В 1781 году Таджетдин с отцом добираются до Османской Империи, где в городе Диярбакыре расстаются. Таджетдин остается проходить обучение у некого Абд-аш-Шукура Эфенди, а отец продолжает паломничество. Согласно рукописям в Диярбакыре Таджетдин проводит четырнадцать лет, однако Галяутдинов И.Г. указывает, что, очевидно, следует говорить не о четырнадцати, а о четырёх годах. После возвращения отца они ещё два года живут в Стамбуле, потом с караваном возвращаются в Астрахань, где живут до 1788 года. Согласно одному из сыновей Ялсыгула, отец, находясь в Астрахани, учился в Белой Мечети. В 1788-1789 годах через Москву, Нижний Новгород, Казань отец и сын возвращаются в родной край, направляясь в Троицк. Однако при выезде из Казани отец заболевает и в деревне Урта Сюнь Мамадышского уезда умирает, завещая сыну оберегать его могилу, поселившись рядом, и заниматься обучением детей. Таджетдин выполнил завещание отца - остался рядом с отцовской могилой, преподавал, работал муллой, занимался врачеванием.

В 1789-1792 годах Таджетдин живёт в деревне Урта Сюнь (Сюнь) (ныне село Средняя Сунь Мамадышского района Республики Татарстан). С 1792 по 1799 год Таджетдин Ялсыгул живёт в деревне Джерекле Мензелинского уезда Оренбургской губернии (ныне Каенлы Нижнекамского района Республики Татарстан), с 1799 по 1824 годах жил в деревне Кызыл Чапчак (ныне село Красная Кадка Нижнекамского района Республики Татарстан, с 1825 года и до последних дней жизни - в деревне Мелим (ныне село Верхний Налим Заинского района Республики Татарстан).

В 1838 году Таджетдин Ялсыгул умер по пути к больному в деревне Имянлебаш (ныне село Имянлебаш Заинского района Республики Татарстан) и был похоронен в этом селе. Могила Таджетдина Ялсыгула стала местом паломничества в регионе, а о нём самом утвердилась память как о влиятельном мусульманском святом. Могила сохранилась до наших дней и включена в Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Заинского муниципального района и города Заинска Республики Татарстан (Могила Таджеддина Ялчыгула - татарского просветителя, писателя, поэта и врача).

Основные труды. Таварих-и Булгария

"Та...