"Золотой человек" кургана Иссык

Скачать

Шедевр мировой сенсации, раскопки на кургане Иссык. Комплекс находок, проливающих свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Иссыкский курган-могильник считается одним из самых больших археологических памятников скифско-сакского периода.

Размер: 583,7 K
Тип: контрольная работа
Категория: История
Скачать

Другие файлы:

Иссык
В Казахстане на сегодняшний день курган Иссык остается наиболее известным памятником. Находки, полученные из этого памятника, стали не просто народным...

Загадка золотого кургана
Эта книга представляет собой археологический отчет, рассказ о полевой работе археолога, первую публикацию и исследование материалов, добытых во время...

В поисках дракона
Сборник «В поисках дракона» включает небольшую повесть, рассказы и эссе. Исследование затонувших городов Иссык-Куля, археологические раскопки и поиск...

Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации на примере муниципального образования города Кургана
Задачи и функции пресс-службы Администрации города Кургана. Сущность, задачи и функции пресс-службы в органах власти, ее деятельность и принципы взаим...

Чертомлык. Скифский царский курган IV в. до н.э
Предлагаемая монография посвящена полной публикации материалов царского кургана Чертомлык. В ней подробно рассматриваются архитектура курганной насыпи...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Целью и задачей данной контрольной работы является раскрытие исторической темы - «Золотой человек».

В работе будут представлены материалы по исследованию данного памятника, его исторические факты, заметки, иллюстрации и многие другие, немало важные исторические материалы, взятые из средств массовой информации, учебных пособий и других письменных источников.

Тема «Золотой человек», является одной из наиболее актуальных тем для изучения, в рамках дисциплины «История Казахстана».

Золотой человек

золотой человек курган сакский

Иссыкский «Золотой человек» один из уникальных археологических находок, найденных на территории Казахстана, отражающий историю, эволюцию искусство древних насельников, живших на территории Казахстана в VII-III вв. до н.э. «Золотого человека» по праву можно отнести к подлинным шедеврам мировой художественной культуры.

В 1969 году казахские археологи под руководством К.А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием. В общем-то, это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс - сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь... шесть с половиной метров. Всего лишь - потому что рядом стояли исполины высотой до 15 метров. Как и другие курганы, Иссык был ограблен еще в древности... К счастью для науки, грабители не заметили одно - причем боковое, то есть не главное даже - погребение, в котором лежали останки человека, отныне вошедшего в мировую науку под именем «золотого человека Иссыка». Золотого человека» по праву можно отнести к подлинным шедеврам мировой художественной культуры.

17-18 летний сакский воин (пол не установлен), был уложен на хорошо подложенных досках, на спине, головой на запад. Под ним лежала матерчатая подстилка, расшитая мелкими золотыми бляшками. Воин был одет в золоченную парадную форму. Общее число золотых пластин и блях на одежде воина свыше 4 тысяч. Все бляшки с животными объединены растительными мотивами. На голове высокий (65-70 см.) конусообразный головной убор, украшенный более чем 200 золотыми предметами с изображением фигурок барса, архара, горных козлов, лошадей и птиц. На шее висело золотое ожерелье. Куртка из красной кожи усыпана мелкими золотыми украшениями. В последнее время, в связи с находками в древних погребениях на Алтае, предложена реконструкция головного убора, позволяющая предположить, что это останки молодой женщины.

У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда. Рядом, но на переднем плане, - миски и черпак. У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними - миски. Среди них, но также вместе - две серебряные чаши и ложка. На одной из серебряных чаш имелась надпись из 26 букв (знаков). Находка датируется V-VI веком до н. э.. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована.

Знак Овна на головном уборе «Золотого человека» по мнению некоторых исследователей соотносят с эпохой овна и ассоциирован со стихией огня во втором ее проявлении, управляется Марсом. Стихию огня можно трактовать, как некоторое волепроявление, желание, творческое начало, стремящееся к воплощению в плотной материи. Этот знак символизирует первородную идею, идею Личности в самом широком ее понимании, идею, осознающую себя в наборе собственных свойств, и стремящуюся к рождению, становлению, проявлению и экспансии. Идея эта, однако, самодовлеющая, поскольку не имеет внешних связей и не соотнесена с Бытием других идей, что обуславливает ее ярко выраженное стремление доминировать над всем. Управитель Марс придает действиям и стремлениям Овна воинственный и агрессивный характер, по своему характеру они всегда прямы и энергичны. "...и вся-та наша жизнь есть борьба...".

Эпоха Овна началась за два тысячелетия до Рождества Христова. Примерно в это время в Странах Древнего Востока, Египте и Месопотамии, а также в Индии открывают способ получения железа из руды, что обуславливает конец бронзового и начало железного века. Употребление железа четко характеризует вступление в силу эпохи Овна, которая приносит человечеству непрерывные войны, что объясняется управлением Марса и характерным для идеи знака стремлением к саморасширению и экспансии.

С началом эпохи Овна начинается развитие по сути первой европейской цивилизации - минойской культуры на острове Крит. Около 2000 г. до Р.Х. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы Кносс, Мелия и Фест (В этом плане символичен древнегреческий миф о том, что именно на Крите легендарный основатель Афин и герой Тезей убивает "Звездного быка" - Минотавра). Конечно, люди воевали и до и после эпохи Овна, а войны, особенно ХХ века, по своей жестокости превосходили войны античности, но отличие в том, что в античную культуру война входила органически, являясь делом наиболее почетным и породила культ героя. Появление героев - это важнейшее событие эпохи Овна, ведь герой - прежде всего вполне обособленная личность, а именно Личность, как явление- одна из первых характеристик знака Овна, отражающая его стремление к самостановлению и обособлению. Время эпохи Овна тесно переплетается с религией того времени - зороастризмом. Зороастризм возник в среде арийских племён до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является северо-восточный Иран и часть Афганистана, Армении и Средняя Азия. Существует также теория о зарождении ариев севернее - на территории современной России и Казахстана.

Зороастризм является первой пророческой и монотеистической религией в истории человечества. Дата и место жизни Ашо Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н.э. В это же время повсеместно зарождается «звериный стиль», отражая мысли и чувства его создателей и эпохи. Мифологическое представление о Вселенной, извечная борьба добра и зла, света и тьмы отражены древним мастером в облачении «Золотого человека».

В сознании индоиранских народов, в том числе и сакских племен мироздание имело трехчастную структуру и состояло из трех миров: верхнего - небесного, среднего - земного и нижнего - подземного и подводного, то есть потустороннего.

Образы травоядных животных (оленей, козлов, антилоп и т.д.) в скифском искусстве понимаются, как символ смертного земного мира, они обречены на смерть, которые несут убивающие их хищники, принадлежащие, как и фантастические чудовища к нижнему, иному миру.

«Саки (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны плотные, так, что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были дакскими луками и кинжалами...».

В общем-то, Геродот в своей девятитомной истории о саках пишет немного - лишь упоминая их рядом с другими племенами и народами. Но зачастую само это соседство уже говорит о многом.

Случайно избегнув в младенчестве насильственной смерти и возносясь впоследствии на гребне дворцовой интриги, сын знатного перса Камбиса Кир свергнул индийскую династию, правившую персами. Став «владыкой Азии», он начал бесконечные войны с эллинским миром. При этом, уточняет «отец истории», вначале Кир на самих эллинов не обращал никакого внимания, считая их в военном отношении противником слишком ничтожным: «ведь помехой Киру были Вавилон, бактрийский народ, саки и египтяне». Сочетание таких могущественных держав древнего мира, как Вавилон и Египет, с одним из многочисленных скифских племен на первый взгляд кажется странным. Но объяснение этому можно прочесть между строк у самого Геродота: он писал, что конница саков представляла собой серьезную военную силу, намного укреплявшую те армии, на стороне которых сражалась. «В войске варваров наиболее отличились пешие персидские воины и конница саков», - подводит историк итог одной битвы.

Древнеперсидокие хроники, клинописные стелы, свидетельства античных авторов помогли исследователям очертить контуры истории этих племен. Саки, согласно древним источникам, делились на три большие группы: носящие остроконечные шапки, варящие напиток хаом и заморские. Часть этих племен, в конце концов, была покорена персидскими царями. Во II веке до нашей эры саки после длительной войны с могущественной Парфией были оттеснены на земли, входящие ныне в границы Ирана и Афганистана, где и осели. Вскоре они были полностью ассимилированы местными жителями и уже в первых веках нашей эры как самостоятельный народ исчезают из исторических хроник.

В общем-то, к сакам историческая память оказалась куда менее милостива, нежели к их собратьям и современникам - скифам Причерноморья. Восхищение Геродота исключительным мужеством и военной доблестью саков, азиатских скифов, как бы легло в основу традиционно сложившегося представления о месте их в историческом процессе - только как военной силы. А уникальные находки в скифских курганах Причерноморья, сделанные русскими археологами, окончательно оттеснили саков к дальнему горизонту исторического внимания. Блеск золота причерноморских курганов был настолько ослепителен, что долгое время даже ведущие историки считали, что именно здесь, вблизи древнегреческих городов-колоний, был центр всей скифской культуры.

Немалую роль в этом сыграло и другое обстоятельство. Европейские этнографы...