"Азовское взятие" глазами донских казаков

Скачать

Исследование истории казачества в трудах отечественных ученых. Документальная ценность "Поэтической повести", описывающей события Азовского осадного сидения в 1637-1641 гг. Отношения донских казаков с Москвой, их мотивы при взятии и упорной обороне Азова.

Размер: 39,7 K
Тип: реферат
Категория: История
Скачать

Другие файлы:

Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях
Описание: Данный труд содержит описание обрядов, традиций, образа жизни и быта казаков в 17 и 18 веках....

Бытовая культура и нравы донских казаков

Кухня донских казаков
Закуски, первые, вторые и сладкие блюда, напитки....

Донские казаки в борьбе с большевиками
В 2008 году исполняется 90 лет со дня начала геноцида казачества. В 1918 г. по инициативе Якова Свердлова коммунистический режим приступил к реализаци...

Новохоперск Воронежской области
Изучение истории возникновения и развития Новохоперского уезда, который располагался в западной части территории "жилища донских казаков", на берегах...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Исторический факультет

Реферат

«Азовское взятие» глазами донских казаков

Работу выполнил

студент I курса, группа №1062

Нилов В.П.

Руководитель семинара:

к. и. н. Хитров Д.А.

Москва 2013

Оглавление

Введение

1. Историографический обзор

2. Характеристика источника

3. «Законы», существовавшие в отношениях Москвы и казаков

4. Историческая задача казаков на Дону

5. Суть замысла казаков

Заключение: итоги и выводы

Список использованных источников и литературы

Введение

Оборона в 1641г. казаками крепости Азов несомненно является одной из героических страниц истории казачества и России в целом. Для взятия города в 1637 году был выбран очень удачный момент: шла затяжная турецко-иранская война, Османская империя не ожидала атаки с севера и войска империи и вассалов были задействованы в Азии. Азов был важен в стратегическом плане, ведь именно оттуда совершались атаки на казачьи городки, к тому же расположение города было благоприятным для торговли. Турецкие армии находились в Иране до 1641 года, после чего к Азову был направлены силы, в 6-8 раз превышающие численность гарнизона. Несмотря на что казакам сумели устоять до наступления зимы. Уже в 1642 году в Москву была направлена казачья делегация, которая просила государя «принять под свою руку» город. На Земском соборе, созванном по этому поводу, постановили сдать Азов, поскольку Россия не была готова к войне с Турцией. Вскоре после этого решения казаки покинули крепость.

Целью работы является установление мотивов казаков при взятии и упорной обороне Азова 1637-1641. Для того, чтобы наиболее полно и качественно ответить на этот вопрос, необходимо расчленить основную цель на несколько конкретных задач, каждой из которых будет уделена отдельная глава работы.

Задача 1: установить, как казаки описывали негласные «законы», существовавшие в их отношениях с Москвой, причисляли ли казаки себя к подданным царя.

Задача 2: выяснить, в чем казаки видели свою историческую задачу на Дону касательно Турции.

Задача 3: предположить, каких изменений в политике Москвы хотели добиться казаки, захватывая Азов.

1. Историографический обзор

Хотя тема обороны Азова издавна привлекала к себе исследователей, большинство авторов ограничивалось рассмотрением лишь отдельных эпизодов события, не уделяя большого внимания мотивам защитников города.

Первым, большую работу по обобщению истории казачества провел историк 19 века В.Д. Сухоруков. В исследовании изложена история Дона со второй половины XV века и до Азовского осадного сидения 1637 - 1642 гг. В своем труде Сухоруков приводит свои размышления о месте казаков в истории, их взаимоотношениях с Московским государем, соседях (ногайцами, крымцами, турками). Он также отмечает что с середины 16в. начинается их вовлечение в решение внешнеполитических проблем, казаки зарекомендовывают себя как непримиримые борцы с иноверцами, в частности участвуют в походах против Крымского, Казанского ханств Подробнее об этом см.: Сухоруков В. Д. Указ. соч. С. 13, 19.. Разрыв отношений между казаками и Москвой в начале 17в. Сухоруков объясняет тем, что они принимали активное участие в Смуте.

Однако интересующему нас сюжету, а именно Азовским событиям Сухоруков посвятил всего пару страниц. В своем изложении он опирается на Поэтическую повесть. Мотивами казаков он определяет желание освободить христианские святыни, защитить единоверцев, стяжать великую славу такой победой Сухоруков В. Д. Указ. соч. С. 185, 191..

Фундаментальная работа по истории казачества в советский период принадлежит Б. В. Лунину. Большое внимание он уделяет рассмотрению постепенного имущественного расслоения казачества. Он выделяет этап казачьей вольницы - 16 век, когда основное население Дона составляли крестьяне, бежавшие из-под угнетения в Московском государстве. Второй этап - 17 век: начинается выделение зажиточного крестьянства и «голытьбы». По мнению исследователя Москва не могла контролировать действия казаков в Приазовье, несмотря на многочисленные грамоты с требованием не совершать набегов на турецкие земли, походы все равно продолжались. Донские казаки в союзе с запорожскими в 20-е годы 17 века постоянно отправляли флотилии к Синопу и Трапезунду, грабили предместья Константинополя Лунин Б. В. Азовское сидение. Страницы истории… С. 13 - 14..

В своем описании обороны Азова Лунин также опирается на Поэтическую повесть, однако он несколько нарушает хронологию обороны. Он также рассматривает документы переписки между Михаилом Федоровичем и казаками после взятия Азова в 1637 г.: в царской грамоте казаки укоряются за самовольство, а казаки, не отвечая на обвинения, настойчиво требуют из Москвы подкрепления для восстановления оборонительной системы крепости и ее защиты. Там же. С. 31 - 32.

Крупное исследование феномена казачества провел также Н.А. Мининков. В своей работе он уделяет большое внимание взаимоотношениям Москвы и Дона. В частности, историк приходит к выводу что и та и другая сторона были нужны друг другу. Москва рассматривала казаков, как военную силу, способную обеспечить безопасность южных границ России. В свою очередь казаки нуждались в стабильности, ведь экономическое положение казаков напрямую зависело от очередного «похода за зипунами», что не могло устраивать особенно зажиточную часть донских казаков. О военных действиях под Азовом говорится довольно коротко, описание хода событий ограничивается общими чертами. Внимание автора уделено рассмотрению неизвестных ранее сведений о переговорах турецкой стороны с казаками относительно оставления ими Азова.

Последняя работа по этому вопросу принадлежит О. Ю. Куцу «Донское казачество в период от взятия Азова до выступления Степана Разина». Исследователь рассматривает службу казаков Москве в нескольких ракурсах:

1. Казаки - вольнонаемные воины, они не обладают земельными наделами

2. Казаки являются движущей силой хозяйственного освоения Приазовья

3. Казаки позиционируют себя защитниками христианского мира. Там же. С. 392 - 394.

Отношения Московского государства с казачеством рассмотрены через призму принципа «с Дона выдачи нет», однако здесь начинаются разногласия между исследователями: О. Ю. Куц говорит о беспрекословном соблюдении данного правила. Там же. С. 349 - 351. В свою очередь Н. А. Мининков, основываясь на различного рода донесениях воевод в Москву приводит пример о выдаче беглых крестьян из наиболее северных казачьих городков. Мининков Н. А. Указ. соч. С. 315. Куц также делает вывод, что территория проживания казаков не входила в состав Московского государства. Куц О. Ю. Указ. соч. С. 395. Войско Донское обладало демократическим внутренним устройством, имело собственные органы власти, проводило самостоятельную внешнюю политику. Москва зачастую не одобряла действий казаков, однако была бессильна что-либо предпринять - казаки угрожали уходом из степей, что было крайне невыгодно Москве. Куц О. Ю. Указ. соч. С. 399 - 402.

2. Характеристика источника

Существуют несколько повестей об Азове, посвященных значительному историческому событию 1637-1642 гг. Все они были написаны в разное время и имеют некоторые стилевые и хронологические различия. Однако центральное место среди них занимает «Поэтическая повесть», поскольку представляет как художественную, так и документальную ценность. Повести в жанровом отношении - произведение противоречивое. С одной стороны, перед нами воинская повесть; с другой - формальный «отчет» о событиях Азовского осадного сидения. Такой «отчет» в литературе принял наименование «отписки». Противоречие заключается в том, что литературное произведение (воинская повесть в жанровой системе) является вместе с тем «канцелярским документом», составленным по строго заданному образцу. Робинсон А. Н. Жанр поэтической повести об Азове // ТОДРЛ. М., 1949. Т. 7. С. 99 - 100. По мнению исследователя А.Н. Робинсона канцелярский документ дополнялся литературными формами для того, чтобы «идеализировать до предела и выставить в самом благоприятном свете то благочестивое настроение казачества, которое будто бы и определяло все его действия». Робинсон А. Н. Там же. С. 115. В самой повести цитируются “документы” - послания турецкого султана и ответ на него казаков, в котором они всячески бранят султана и его подданных. В повести обнажены те социальные и политические противоречия, которые в предыдущих повестях азовского цикла еще не сформулированы. Во-первых, это вопрос о двойственном положении казаков, с одной стороны, защитников южных границ, с другой - беглых холопов, которых на Руси “не почитают и за пса смердящего”; во-вторых - противоречивая политика московского правительства, использующего военные силы казаков, но отказывающего им в открытой политической и дипломатической поддержке. “Поэтическая повесть” была написана в конце декабря 1641- начале января 1642 г. накануне созыва Земского собора и призвана была художественными средствами...