Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников

Скачать

Сущность и особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников. Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок.

Размер: 1,5 M
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Методика нравственного воспитания в экологических играх
Методика нравственного воспитания старших дошкольников. Игра как средство формирования личности дошкольника. Выявление уровня сформированности экологи...

Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников. Сказка как дидактическое средство эмоционально-волевого и духовного воспи...

Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ
Теоретические аспекты применения фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольни...

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников
Раскрытие и описание понятий "нравственное воспитание", "обряды", "традиции", изучение и анализ литературы по данному направлению. Педагогический опыт...

Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы
Народное творчество как средство нравственного воспитания дошкольников, роль художественной литературы на примере пословиц, поговорок, сказок. Разрабо...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Благовещенский государственный педагогический университет"

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра специальной и дошкольной педагогики и психологии

Выпускная квалификационная работа

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

по специальности 050703.65 - "Дошкольная педагогика и психология"

Исполнитель

Студентка 5 курса ОЗО

Слинкова Ю.В.

Благовещенкс 2012

Оглавление

  • Введение
  • 1. Теоретическое обоснование влияния сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
  • 1.1 Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте
  • 1.2 Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников
  • 1.3 Организация и руководство работой по нравственному воспитанию старших дошкольников с применением сказок
  • 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению нравственных качеств в сказках старшими дошкольниками
  • 2.1 Исследование уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников
  • 2.2 Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок
  • 2.3 Результаты экспериментальной работы
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения

Введение

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Ни у кого не вызывает сомнения истина, что основы воспитания закладываются в раннем возрасте, характер формируется в первые годы жизни. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства, - писал В.М. Бехтерев, - отражается губительно на всей жизни человека и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь. Если родители не обращают внимание на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, то дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, приобретает вредные привычки.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В.Я. Пропп писал: "Сказка - символ единства народов".

В практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой нашего исследования являются методики и разработки профессора Н.Н. Светловской "Основы науки о читателе", опыт фундаментальных направлений методической науки - теории формирования читательской деятельности и самостоятельности у начинающего читателя; методика работы над выразительностью Л.П. Стрелковой; программа "Воспитание сказкой" Л. Фесюковой; Л.С. Выготский Психология искусства, Эльконин Б.Д. - волшебная сказка, а также труды "Морфология сказки" и "Трансформация волшебных сказок" В.Я. Проппа о результатах исследования множества волшебных сказок, Д. Родари - "Волшебные сказки или Д. Родари учиться сочинять сказки", а также на наш собственный опыт.

Объект исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние сказки на нравственное воспитание старших дошкольников.

Цель исследования: определить влияние сказки в нравственном воспитании старших дошкольников.

Гипотеза: мы полагаем, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании сказки как педагогического средства, если:

работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом;

будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей;

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

3. Определить влияние сказки на нравственное воспитание;

4. Разработать методические рекомендации для педагогов по работе со сказкой.

Методы исследования - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анкетирование родителей; беседа с детьми; количественная и качественная обработка данных.

База исследования МДОАУ № ___ г. Белогорск, Амурской области,

20 детей - 10 контрольная; 10 экспериментальная.

1. Теоретическое обоснование влияния сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

1.1 Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Термин "нравственность" берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/ - мораль. "Нравы" - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Л.А. Григорович дал следующее определение "нравственность" - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И.С. Марьенко обозначил "нравственность" - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.

"Нравственные нормы" - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В.И. Ядешко считает, что для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: "Нельзя обманывать взрослых", "Маленьких нельзя обижать" и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок может объяснить, почему норму необходимо соблюдать [51, с.143].

По мнению Р.С. Буре, в сфере развития нравстве...