Методика изучения темы "Пейзаж" в начальной школе

Скачать

Пейзаж как жанр изобразительного искусства, его специфические особенности и признаки. Программные требования к знаниям, умениям и опыту изобразительной деятельности учащихся среднего звена. Методы и принципы, приемы их обучения изображению пейзажа.

Размер: 57,2 K
Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Изучения лексики русского языка в начальной школе
Общие вопросы методики изучения лексики русского языка в начальной школе. Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики....

Методика преподавания обществознания в начальной школе
В учебном пособии рассматриваются методы и приемы обучения, методика формирования обществоведческих представлений и понятий в начальной школе, формы о...

Методы и приемы изучения художественного текста на уроках чтения в начальной школе
Обзор приемов изучения художественного текста: беседы, выразительного чтения, метода рассказывания, заучивания наизусть. Методика преподавания художес...

Лингвометодические основы изучения написания буквы "ерь"
О вариантности дидактического материала по орфографии. Варианты орфограмм, изучаемые в начальной школе, их степень трудности. Методика изучения темы...

Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе
Теоретические основы изучения лингвистической терминологии в начальной школе. Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изуча...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

1) Пейзаж - это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

2) Изображение природы оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и понимать художественную ценность произведения искусства. Пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.

3) Изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира.

4) Основная ценность детского рисунка заключается в том, что в процессе изображения ребёнок постигает внешний мир и тем самым обогащает свою личность. Однако познание окружающей действительности должно осуществляться в ходе специального ведения, без которого никакое реалистическое изображение невозможно. Эмоциональное отношение учащихся к рисованию - значимый фактор, на который должен опираться преподаватель в обучении этому предмету и в развитии декоративности.

Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.

Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.

Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображению пейзажа.

В соответствии с целью и предметом исследования, исходя из рабочей гипотезы, нами были определены задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;

2) Рассмотреть принципы обучения школьников при преподавании темы «Пейзаж»;

3) Конкретизировать этапы обучения школьников по теме «Пейзаж»;

4) Разработать конспекты уроков по теме «Пейзаж» по программе В.С. Кузина, для 5-6 класса.

1. Теоретические основы изучения темы «Пейзаж» в общеобразовательной школе

1.1 Пейзаж как жанр изобразительного искусства

Живопись пейзажа - одна из необходимых видов работы в процессе подготовки художника-педагога, важный раздел программы курса живописи. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве этого жанра [3, с. 18].

Живопись пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей изобразительного искусства. Своим эстетическим воздействием данные произведения, также как живопись натюрморт и портретная живопись способны духовно обогатить человека. Изображения, передающие характер родной природы, в котором выражено эмоциональное отношение к ней художника, является и важным средством воспитания чувства любви к Родине. Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога.

Общение с природой является неизменным источником вдохновения и зарождения творческих замыслов. Но если художник не изучает, а лишь фантазирует при изображении каких-то явлений - это всегда звучит фальшиво, производит неприятное впечатление на зрителя. Глубина образа - результат пристального изучения природы. Живопись пейзаж учит тонко подмечать и передавать цветовые особенности определенного состояния природы, создавать полноценный эмоционально-действенный колорит реалистического изображения.

Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание [8, с. 73].

Изображения природы встречались ещё в эпоху неолита (условные обозначения небесного свода, светил, сторон света, земной поверхности, границ обитаемого мира). В рельефах и росписях стран Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет), преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной [16, с. 115].

В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью человека в природе.

В западноевропейском искусстве XII-XV вв. тенденция к чувственно убедительной трактовке мира приводит к тому, что пейзажный фон начинает осмысляться как принципиально важная часть произведения изобразительного искусства. Условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира. Художники Возрождения обращались к непосредственному изучению натуры, создавали наброски и акварельные этюды, разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства, руководствуясь концепциями о рационалистичности законов мироздания и возрождая представление о пейзаже как реальной среде обитания человека. В искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра, складывающегося первоначально в графике и в небольших живописных композициях, где образ природы или составляет единственное содержание картины или безраздельно главенствует над сценами переднего плана. Если итальянские художники стремились подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал (Джорджоне, Тициан), а в городских пейзажных фонах воплотить представление об идеальной архитектурной среде (Рафаэль), то немецкие мастера особенно охотно обращались к дикой природе, нередко придавая ей катастрофически-бурный облик [19, с. 23].

В искусстве классицизма окончательно закрепляется система условной, кулисной трехплановой композиции, утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного пейзажа-картины. Наряду с этим пейзаж становится носителем высокого этического содержания, что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и К. Лоррена, произведения которых представляют собой 2 варианта «идеального» пейзажа - героический и идиллический. В пейзаже барокко первенствует стихийная мощь природы, иногда как бы подавляющая человека. Элементы живописи с натуры, на от...