Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста

Скачать

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды и разработка дополнительной общеразвивающей программы.

Размер: 229,2 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры
Дидактическая игра как средство для формирования речи у детей раннего возраста. Требования к наглядному материалу. Описание передового опыта по исполз...

Сенсорное воспитание в предметной деятельности
Общая характеристика психологического развития детей раннего возраста. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Понятие, содержание и м...

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста
Анализ словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи и содержание методов развития словаря. Дидактическая игра как метод словарной р...

Игра как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста
Сущность игры, история развития и значение в жизни современного дошкольника. Дидактическая игра как основное средство умственного развития. Педагогиче...

Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся
Игра в развитии умственных способностей детей. Особенности умственного воспитания младшего школьника. Дидактическая игра как средство умственного разв...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов “Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования”

Факультет профессиональной переподготовки

Выпускная работа

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста

Исполнитель:

Гилёва Светлана Федоровна

слушатель группы «Дошкольная педагогика и психология»

Научный руководитель:

Дорн Марина Викторовна,

к.пед.н.,доцент кафедры дошкольного образования КРИПКиПРО

Кемерово 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические аспекты развития сенсорных представлений у детей раннего возраста

1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

1.2 Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста

1.3 Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей раннего возраста

Глава II. Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр

2.1 Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста

2.2 Разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы для детей раннего возраста «Веселые фигурки» в ДОО

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Дошкольный возраст- это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомиться с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, познает их свойства качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Данное обстоятельство определило выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раненого возраста».

Цель исследования: обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия повышения результативности использования дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: влияние использования дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: влияние использования дидактических игр на сенсорное развитие детей раннего возраста будет результативнее, если:

- проводить работу на диагностической основе;

- разработана и реализуется в ДОО дополнительная общеразвивающая программа для детей раннего возраста «Веселые фигурки».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Раннее детство - особый период становления органов, систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания[3].

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой [22,4].

По словам Л.А. Венгера и В.С. Мухиной сенсорное воспитание имеет большое значение для развития ребенка, совершенствование его чувственного познания окружающего мира, развитие у него сложных мыслительных и сенсорных процессов. Все это определяет уровень развития сенсорной культуры ребенка [3,17].

В раннем возрасте, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «киской» и т.п.).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

По словам Л. А. Венгера, большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых внешних свойств предметов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем)[15]. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер

В содержании ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено, прежде всего, выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой[14,14].

Ведущей в раннем дет...