Виды деятельности в артпедагогике

Скачать

Сферы артпедагогической деятельности сегодняшних исследователей и практиков. Концептуальные идеи артпедагогики: гуманизация, креативность, рефлексивность, интегративность. Эффективные артпедагогические технологии: рисование, лепка и ручной труд.

Размер: 28,8 K
Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Договорные взаимоотношения и партнерские связи в предпринимательской деятельности
Виды и формы предпринимательской деятельности, место в ней договорных и партнерских отношений. Предприятие как субъект хозяйствования, его виды и прав...

Основы коммерческой деятельности
Цели, виды, принципы коммерческой деятельности. Понятие коммерческой тайны. Источники формирования товарных ресурсов. Виды договоров, используемых в к...

Предпринимательство: сущность, цель, виды
Определение и сущность предпринимательства. Функции и роль предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Организационно-пра...

Сервисная деятельность
Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности. Виды сервисной деятельности. Понятие и отраслевая структура сферы сервиса. Вид...

Основные виды деятельности таможенного представителя ЗАО "РОСТЭК-Омск"
Характеристика ЗАО "РОСТЭК-Омск", основные виды деятельности предприятия. Комплекс услуг по таможенному обслуживанию участников внешнеэкономической де...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство Образования и науки России ФГБОУ ВПО

« Удмуртский Государственный Университет»

Институт Педагогики, Психологии и Социальных технологий

Кафедра Педагогики и Педагогической психологии

Контрольная работа

На тему:

«Виды деятельности в артпедагогике»

Выполнила:

Студентка группы 3Б-050400-31

Специальности»Психолог-педагог»

Халилова Т.Ш.

Проверил: Аверин.А.Н.

Ижевск, 2014

Она возникла и развивается на стыке педагогики и искусства. Сущность артпедагогики состоит в том, чтобы в процессе воспитания и обучения развить у человека (в том числе -- при наличии отклонений в развитии) художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности.

Надо сказать, что на сегодняшний день в России понятие «артпедагогика», как особое направление в современной педагогической науке, не получило еще достаточно полного и точного определения. Но, несмотря на этот факт, педагоги дополнительного образования, творчески мыслящие учителя, преподаватели вузов и так далее все чаще начинают использовать в своей практике отдельные приемы, методы и технологии артпедагогики. Можно уверенно говорить о том, что данное направление с каждым годом все более настойчиво заявляет о себе в современном образовательном и культурном пространстве России. Здесь стоит заметить, что сегодня в использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в артпедагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Иными словами, артпедагогическая теория и практика при помощи средств искусства решает профессиональные педагогические задачи, без претензий на серьёзное художественное образование.

Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, а также -- через его непосредственное участие в творческом процессе. Оно формирует отношение человека к миру, ко всем явлениям бытия, к собственной личности, помогает освоить культурные ценности, стимулирует развитие творческого начала и его проявление во внешнем мире. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики.

Надо сказать, что на современном этапе развития артпедагогика наиболее полно реализует себя в двух сферах человеческой деятельности: в науке и практике, причем обе они взаимосвязаны. Основными сферами артпедагогической деятельности сегодняшних исследователей и практиков можно считать создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе объединения таких общеизвестных наук и отраслей, как педагогика, психология, искусствознание и, в целом, всего огромного спектра человекознания, а также -- организацию педагогами самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса. Характерной особенностью артпедагогики является то, что она основана на средствах искусства и художественно-творческой деятельности с развивающим и воспитывающим потенциалом. В ней очень тесно переплетаются художественное развитие и эстетическое воспитание. При грамотном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность, очень актуальную сегодня. Появляется возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика -- как в учебной деятельности, так и вне ее.

Артпедагогика и общая педагогика имеют общие конечные цели -- помочь человеку научиться понимать себя и гармонично сосуществовать с окружающим его обществом, научиться познавать действие законов красоты и нравственности в окружающем мире.

Однако у артпедагогики есть и свои, только ей одной присущие цели -- например, формирование этического и эстетического «иммунитета» личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры. Он особенно важен в современном мире, где мы и наши дети так часто встречаемся с образцами безвкусицы и бездуховности. «Этический иммунитет» -- это цельное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в окружающей среде и адекватную реакцию на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, организацию духовных ресурсов для преодоления материальных и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности. «Эстетический иммунитет» -- характеристика духовного новообразования личности, обладающая такими качествами, как умение отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса, эклектики в искусстве, в человеке (в его поступках, поведении, творчестве); быть устойчивым к воздействию массовой, безликой культуры.

Артпедагогика имеет общие признаки, позволяющие заявлять о ней как о вполне сформировавшейся на сегодня области педагогической деятельности. Они таковы:

1. Использование искусства и его средств (в совокупности с содержанием какого-либо учебного предмета) в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества учащимися;

2. Интериоризация (внутреннее присвоение) знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий;

3. Отдание приоритета воспитанию в классической последовательности «обучение-воспитание-развитие личности».

Артпедагогика способна и призвана решать следующие задачи:

- облегчение процесса обучения для ученика и педагога;

- поиск социально приемлемого выхода агрессии и других негативных чувств, которые возникают в процессе общения педагога с учащимися;

- наличие материала для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике;

- проработка учебного материала с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми;

- налаживание отношений между учителем и учениками, создание наиболее благоприятных условий для ведения диалога;

- содействие в сохранение целостности человеческой личности, путем воздействуя в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности;

- содействие адаптации личности в социуме (самопознанию, самоопределению, самореализации), через приобщение к плодам творчества всего человечества в разных его видах, путем создания собственного творчества;

- развитие рефлексивной культуры, чувства внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения;

- содействие развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства.

В качестве концептуальных идей артпедагогики на сегодня выделяются следующие: идея гуманизации, идея креативности, идея рефлексивности, а также -- идея интегративности.

Что касается гуманизации, то, по нашему мнению, это -- стержень нового педагогического мышления, в основе которого лежит установка восхождения к личности, к человеку как высшей ценности. Гуманизм -- основа артпедагогики, главный принцип деятельности артпедагога, если только он реализуется по отношению к каждому ученику вне зависимости от его способностей. Вера в индивидуальность предполагает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к ученикам, которые не вызывают симпатии педагога. При этом воспитательные цели превалируют над целями обучения. Сам этот процесс насыщается размышлениями над вечными проблемами (добра и зла, любви и мудрости, красоты и гармонии и др.)

Креативность включает в себя четыре основных аспекта: креативная среда, креативная личность, креативный продукт, креативный процесс. Личность становится креативной, только если она может осуществлять свою творческую деятельность полноценно, в условиях свободной и креативной среды. Творческая способность не может возникнуть и тем более развиться в результате принуждения. Поэтому перед артпедагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество. Безопасность креативной среды обеспечивается:

- принятием безусловной ценности индивида, способностью к самовыражению;

- созданием атмосферы, в которой отсутствует однозначная внешняя оценка (она обязывает защищаться, а ее отсутствие раскрепощает человека);

- наличием чуткости и понимания.

Реализация идеи рефлексивности -- это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, а...