Активизация учебной деятельности младших школьников

Скачать

Определение понятия "учебная деятельность" в педагогической литературе. Методические особенности темы "Площадь фигур" на уроках математики в начальной школе. Обоснование процесса активизации учебной деятельности школьников при изучении данной темы.

Размер: 1,1 M
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Игра как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста, роль игр в активизации их учебной деятельности. Активизация познавательной деятел...

Педагогические условия формирования умений учебной деятельности младших школьников
Сущность умений учебной деятельности и особенности развития младших школьников. Психологические условия и организация начального обучения. Общая харак...

Влияние мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников
Понятие учебной мотивации. Изучение влияния мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников. Различия в уровне успешности учебной деят...

Причины и психологические последствия школьной неуспеваемости в обучении младших школьников
Типология неблагополучий в учебной деятельности младших школьников. Повышение тревожности школьников в ситуации неуспеха в обучении, снижение учебной...

Развитие памяти младших школьников в процессе учебной деятельности
Понятие памяти младших школьников. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Диагностик...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы активизации учебной деятельности младших школьников

1.1 Определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» в педагогической литературе

1.2 Особенности учебной деятельности младших школьников

1.3 Дидактические основы активизации познавательной деятельности

Глава 2. Активизация учебной деятельности младших школьников при изучении темы «Площадь фигур»

2.1 Игра как средство активизации учебной деятельности младших школьников

2.2 Методика изучения темы «Площадь геометрических фигур» на уроках математики в начальной школе

2.3 Практическое обоснование проблемы активизации учебной деятельности младших школьников при изучении темы «Площадь фигур»

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность исследования. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности младших школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Проблема активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников не нова для ученых России она была поставлена еще в 40 - 50 годы XX века И.А. Каировым, М. А. Даниловым, Р.Г. Лембером.

Исследованием особенностей учебной деятельности учащихся, дидактических закономерностей активизации учебно-познавательной деятельности, уровней познавательной активности, ее мотивационных характеристик, методов, приемов и форм активизации познавательной деятельности занимались многие психологи, дидакты и методисты. В частности, Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, В.А. Рубинштейн, В.А. Крутецкий, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Якиманская и др.

Математика - один из самых трудных учебных предметов. Она оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие.

Большое значение при ознакомлении с величиной имеет использование знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в связи с изучением фигур и операций над фигурами (деление фигур на части, составление фигур из других). И наоборот, использование представлений о величине, ее свойствах и измерении в процессе формирования понятия «фигура».

Так, например, на основе представлений о площадь фигуры дети знакомятся с важнейшим свойством, которое состоит в том, что площадь фигуры, составленной из нескольких частей, равна сумме площадей этих частей.

Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников [7, с. 12].

По учебнику «Математика. 2 класс» авторов Н.Б. Истоминой и И.Б. Нефедовой дети изучают площадь фигуры, способы сравнения площадей с помощью различных мерок, единицы площади (1 см2, 1 дм2, 1 м2), измерение площадей фигур, палетка, площадь и периметр прямоугольника. Изучение этих вопросов используется для разъяснения смысла действий умножения и деления, свойств этих действий, а также для формирования табличных навыков умножения и деления [14, с. 64].

По учебнику «Математика. 3 класс» авторов М.И. Моро, С.И. Волковой и И.В. Степановой дети лишь в третьем классе начинают изучение темы «Площадь. Единицы площади». Сначала учащиеся знакомятся с разными способами нахождения площадей с помощью различных мерок, на глаз. Далее идет изучение темы «Квадратный сантиметр», затем «Площадь прямоугольника» и «Квадратный дециметр». И только в четвертом классе продолжается изучение темы «Единицы площади»: квадратный метр, квадратный километр, квадратный миллиметр, ар, гектар. Позже дети учатся находить приблизительную площадь фигуры с помощью палетки. И в заключении «Нахождение искомых долей целого» [25, с. 21].

В учебнике математики Э.И. Александровой для первого класса уже с первой главы начинается изучение величин. На пятом уроке дети знакомятся через наложение предметов с понятием площадь и ее периметром. С восьмого по девятый урок идет изучение площади. И только во второй главе начинается знакомство с мерками: «Какие бывают мерки?». И лишь в разделе «Это интересно» дается подробное описание мер площади.

В учебники математики И.И. Аргинской для второго класса теме «Площадь прямоугольника» отводится отдельная глава. В ней сначала дается понятие площади фигуры, затем идет закрепление. После чего постепенно вводится мера измерения площади из вырезанных квадратиков с разными длинами сторон. Далее вводится единица измерения площади: 1см2 и только в конце вводится правило нахождения площади прямоугольника [2, с. 31].

Объект исследования - процесс активизации учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования - активизация учебной деятельность младших школьников при изучении темы «Площади фигур».

Цель исследования - теоретически обосновать процесс активизации учебной деятельности младших школьников при изучении темы «Площадь фигур».

Задачи исследования данной темы:

1. Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по вопросу активизации учебной деятельности младших школьников.

2. Рассмотреть особенности использования игр на уроках математики для активизации учебной деятельности младших школьников.

3. Изучить методические особенности темы «Площадь фигур» на уроках математики в начальной школе.

4. Выявить влияние дидактических игр при изучении темы «Площадь фигур».

Гипотеза исследования: если в процессе изучения темы «Площадь фигур» использовать дидактические игры, то это будет способствовать активизации учебной деятельности младших школьников.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Анализ и обобщение опыта учителей при проведении уроков математики по данной теме.

Глава 1. Теоретические основы формирования приемов учебной деятельности младших школьников

1.1 Определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» в педагогической литературе

Учебная деятельность -- один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой учебной деятельности, тем не менее, это различные явления: усвоение -- это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, Учебная деятельность -- это вид деятельности, особая форма социальной активности личности.

Учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него тех специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы. На определенном этапе психического развития (в младшем школьном возрасте) учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка со взрослыми, учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений, в открыто коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности.

Как и игра, учебная деятельность -- производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности. Ее выделение обусловлено появлением теоретического знания, содержание которого лишь частично проявляется в отдельных практических действиях и которое, следовательно, не может быть полноценно усвоено в процессе овладения этими действиями. Развитие человеческого знания (от эмпирического уровня к теоретическому) с необходимостью вызывает развитие, перестройку учебной деятельности. Реальные масштабы этой перестройки определяются социально-экономическими условиями жизни общества, его потребностями в вооружении подрастающих поколений знаниями теоретического и эмпирического уровня. В наиболее развитых формах учебная деятельность выступает впервые в эпоху научно-технической революции.

Сущность учебной деятельности заключается в решении учебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Решение отдельной учебной задачи определяет целостный акт учебной деятельности, т.е. ту ее простейшую «единицу», внутри которой проявляется строение этого вида деятельности в целом. Осуществление такого а...