Активизация творческой деятельности учащихся при рисовании фигуры человека. Графика

Скачать

Формы организации, методы и приемы активизации творческой деятельности. Динамика художественного развития школьника в процессе изобразительно-творческой деятельности. Правила изображения фигуры человека, материалы и выразительные средства графики.

Размер: 644,9 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Педагогическая деятельность как творческий процесс
Рассмотрение понятия о творческой деятельности учителя. Определение метода обучения как упорядоченных действий педагога и обучающихся, обеспечивающих...

Организационно-педагогические условия творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики
Изучение специфики творческой деятельности учащихся и информационной насыщенности образовательной среды учебного заведения. Методика организации творч...

Организация творческой деятельности учащихся на уроках
Цели, задачи и методы творческой деятельности учащихся, психолого-педагогические основы организации занятий по технологии с учениками. Возрастная пери...

Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения географии (на примере курса физической географии)
Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе. Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной к...

Активизация познавательной деятельности учащихся
Дидактические основы активизации обучения учащихся. Уровни познавательной активности учащихся. Способы активизации обучения при преподавании экономики...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Куртамышское педагогическое училище»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Активизация творческой деятельности учащихся при рисовании фигуры человека. Графика

Черепановой Алены Александровны,

специальность - 050603

изобразительное искусство и черчение, 4 курс

группа 44, школьного отделения.

Руководитель: Булатова Мария Владимировна

Куртамыш, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы активизации творческой деятельности

1.1 Творческая деятельность. Характеристика творческой деятельности

1.2 Методы и приемы активизации творческой деятельности

1.3 Динамика художественного развития школьника в процессе изобразительно-творческой деятельности

Глава 2. Фигура человека в графическом изображении

2.1 Правила изображения фигуры человека. Пропорции и выразительные средства

2.2 Общие пропорции и размеры фигуры

2.3 Материалы и выразительные средства графики

Глава 3. Практическая часть

3.1 Анализ программы по изобразительному искусству и художественному труду под редакцией Б.М. Неменского

3.2 Первичная диагностика уровня знаний и умений учащихся

3.3 Примерное тематическое планирование по теме: «Графическое изображение фигуры человека»

3.4 Контрольная диагностика уровня знаний и умений учащихся

3.5 Этапы выполнения творческой работы

Заключение

Библиография

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Изобразительное искусство - мир прекрасного, мир творческого вдохновения и источник подъема всех духовных сил человека. В контексте тенденций современного образования, ориентированного на творческое развитие ребенка, художественное творчество занимает особенно важное место, что, в свою очередь, определяет актуальность задачи, развития творческого потенциала личности ребенка.

В комплексе проблем, стоящих перед системой непрерывного образования, актуальными являются задачи производительности процесса обучения, улучшение условий для профессионального и личностного совершенствования на протяжении всей жизни. Информационная модель образования уходит в прошлое. В организации процесса обучения происходит смещение акцентов с усвоением новых знаний на овладение способами и приемами учебной, интеллектуальной и профессиональной деятельности. Это порождает потребность использования в учебном процессе все более широкого спектра организационных форм с доминированием активизации познавательной деятельности обучаемых 36,9.

Искусство рисования - это удивительный процесс создания иллюзии видимого мира, основанный на реалистическом изображении. Рисунку отводится особая роль в обучении. В системе профессионального образования и подготовки всех без исключенения специалистов художественного профиля учебный рисунок занимает ведущее место.

Искусство рисования представляет собой единый художественно-творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия, а также теоретические знания и практические навыки в этой области. Трудно представить себе творческую личность, не обладающую этими качествами.

Трудно назвать область человеческой деятельности, где не пригодились умение рисовать, способность чувствовать объемную форму и цвет. Человек любой профессии работает успешнее, если он владеет средствами изобразительного искусства.

Человек - главный объект интереса и изображения у художников. Чтобы ясно понимать, чем и как образуется любая форма, художник должен развивать свое художническое объемно-пространственное видение и овладеть правильной последовательностью работы. Рисование фигуры - очень сложная, но и увлекательная задача. Тело человека гибко, подвижно, формы его очень сложны, изменчивы, но в то же время чрезвычайно гармонично связаны в одно целое. Существуют разные манеры и методы, при помощи которых можно добиться глубокого понимания и знания особенностей фигуры человека 35,38.

В связи с этим мы определили тему исследования: Активизация творческой деятельности учащихся при рисовании фигуры человека.

Цель нашего исследования: Выявить оптимальные методы и приемы активизации творческой деятельности учащихся при рисовании фигуры человека.

Задачи:

· подбор и анализ литературы по данной теме;

· изучить формы организации творческой деятельности;

· изучить и проанализировать действующую программу Б.М. Неменского;

· на основе анализа программы и проведенной первичной диагностики составить тематическое планирование уроков по теме «Графическое изображение фигуры человека» в 6 классе;

· апробировать эффективность уроков на практике;

· провести контрольную диагностику для анализа и сравнения с первичной диагностикой, на основе полученных знаний учащихся на уроках изобразительного искусства по теме «Графическое изображение фигуры человека» в 6 классе;

· выполнить творческую работу.

Предмет исследования: Уроки изобразительного искусства, на тему: «рисование фигуры человека в графике».

Объект исследования: Процесс активизации творческой деятельности учащихся.

Для полной разработки взятой темы мы определили следующие цель и задачи.

Гипотеза: Эффективность обучения детей на уроках изобразительного искусства по теме «Рисования фигуры человека» можно повысить, если педагог будет целенаправленно использовать наиболее оптимальные методы, приемы, активизации творческой деятельности, будет использовать различные формы активизации познавательной деятельности, будет акцентировать внимание учащихся на выразительные средства графики при решении тонального рисунка фигуры человека.

Методы исследования: Тестирование, анализ продуктов деятельности.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Творческая деятельность. Характеристика творческой деятельности

Существует иерархия ценностей рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к творческой деятельности: способность - одаренность - талантливость - гениальность.

По мнению И.В. Гете, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в творческой деятельности шесть способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умение быстро переключаться с одного класса объектов на другой, оригинальности, умение придавать художественной форме необходимые очертания 16,55.

Художественная одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать их в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение 36,117.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, поскольку сама по себе активность - присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Активность человека не только более многообразна - по формам, видам, сферам проявления, - но многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. А если говорить более точно, то творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя.

Любой вид деятельности человека, в котором проявляется что-то новое, не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый оригинальный продукт высокой общественной ценности (создание художественного, музыкального, литературного произведения, а также разработка новых методов обучения и воспитания и...