Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении раздела "Строительные и ремонтно-отделочные работы" в 8 классе на уроках технологии по теме "Современные методы отделки фасада зданий"

Скачать

Сущность организационных форм обучения технологии, особенности традиционного урока и поиск его альтернативных форм. Сущность и разнообразие методов и средств обучения технологии. Разработка урока для 8 класса "Современные методы отделки фасада зданий".

Размер: 1,2 M
Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Отделочные работы
Качетво отделочных работ во многом зависит от уровня подготовки молодых рабочих. Им необходимо знать информацию о современных методах отделки зданий и...

Приемы технологии коллективного способа обучения на уроках биологии как средство повышения познавательной активности учащихся 7 класса
Состояние проблемы развития познавательной активности учащихся в теории образования. Основы педагогической технологии коллективного способа обучения....

Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"
Сущность проектной деятельности учащихся. Разработка методики преподавания раздела "Проект" в школьном курсе "Технология". Требования, предъявляемые к...

Активизация познавательной деятельности учащихся
Дидактические основы активизации обучения учащихся. Уровни познавательной активности учащихся. Способы активизации обучения при преподавании экономики...

Активизация познавательной деятельности на уроках истории в 7-9 классах
Основы активизации учебной деятельности учащихся школы среднего звена. Роль активизации познавательного интереса в образовании учащихся 7–9 классов. Ф...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Методические основы обучения технологии учащихся среднего звена в школе

1.1 Организационные формы обучения технологии: традиционный урок и поиск альтернативных форм

1.2 Методы и средства обучения технологии

2. Методика изучения раздела «Строительные и ремонтно-отделочные работы» на уроке в 8 классе на примере темы «Современные методы отделки фасада зданий»

Заключение

Библиографический список

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы - «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Строительные и ремонтно-отделочные работы» в 8 классе на уроках технологии по теме «Современные методы отделки фасада зданий» (навесные фасадные системы)».

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Успех обучения на уроках технологии во многом зависит не только от того какой материал усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Если методы и средства обучения не соответствует триединой цели урока, то с помощью таких методов и средств учитель и учащиеся никогда не достигнут желаемого результата.

Исходя из вышесказанного, будущему специалисту в области преподавания технологии в средней общеобразовательной школе важно располагать знаниями об основных организационных формах обучения, классификации методов и средств обучения, знать ключевые требования к выбору методов и средств обучения учащихся при обучении технологии.

Объект исследования - методические основы обучения технологии учащихся среднего звена в школе.

Предмет исследования - формы, методы и средства активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Строительные и ремонтно-отделочные работы» в 8 классе на уроках технологии по теме «Современные методы отделки фасада зданий» (навесные фасадные системы).

Цель исследования - раскрыть методические основы обучения технологии учащихся среднего звена в школе на примере изучения раздела «Строительные и ремонтно-отделочные работы» в 8 классе на уроках технологии по теме «Современные методы отделки фасада зданий» (навесные фасадные системы).

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность организационных форм обучения технологии, рассмотреть особенности традиционного урока и поиска его альтернативных форм.

2. Раскрыть сущность и разнообразие методов и средств обучения технологии.

3. Провести разработку урока для 8 класса на тему «Современные методы отделки фасада зданий» при изучении раздела «Строительные и ремонтно-отделочные работы».

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

обучение технология урок познавательный

1. Методические основы обучения технологии учащихся среднего звена в школе

1.1 Организационные формы обучения технологии: традиционный урок и поиск альтернативных форм

Четкого определения в педагогической науке понятий «форма организации обучения» как педагогических категорий пока нет. По И.Ф.Харламову, «к сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения", и что многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории» Харламов И.Ф. Педагогика, 2-е изд. М., 1990. С. 231-232..

Тщательный анализ различных позиций в определении данного понятия, предпринятый И.М.Чередовым, свидетельствует о том, что подавляющее большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской школе. М., 1987..

Поводом к такому выводу послужило определение этого понятия И.Я. Лернером. Он пишет: «Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., М., 1982. С. 223..

В.К.Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение - это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством» Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса. - М., 1989. С.6..

В науке понятие "форма" рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской.

В толковом словаре С.И.Ожегова понятие "форма" трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма - это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок. Форма всякого предмета, процесса, явления обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2008. .

В "Философской энциклопедии" понятие форма определяется так: «форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета» Философская энциклопедия. Т.4. М., 1970. С. 383.. И тем самым выражает внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов явления как между собой, так и с внешними условиями. Форма обладает относительной самостоятельностью, усиливающейся тем больше, чем большую историю имеет данная форма.

По И.М.Чередову, применительно к обучению, форма - «это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом» Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской школе. М., 1987. С. 16-30.. Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способ его существования, обладает собственным движением и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обусловливает его ведущую роль в развитии обучения.

Следовательно, форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.вузов и пед.колледжей. /Под П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. С. 285. . Представляя собой наружный вид, внешнее очертание отрезков - циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Далее рассмотрим суть классно-урочной системы обучения и ее альтернативы.

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - С. 315..

Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика.

Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении. / А.А. Бударный // Советская педагогика, 1965. - №7. - С.18-20..

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятел...