Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

Скачать

Применение устного народного творчества в учебном процессе. Развитие познавательного, творческого, ценностного, коммуникативного и художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии. Внедрение в учебный процесс сказок, загадок, пословиц.

Размер: 135,8 K
Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии
Познавательная активность учащихся как педагогическая категория. Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии...

Активизация познавательной деятельности на уроках истории в 7-9 классах
Основы активизации учебной деятельности учащихся школы среднего звена. Роль активизации познавательного интереса в образовании учащихся 7–9 классов. Ф...

Малые жанры устного народного творчества. Сказка, как один из жанров устного народного творчества. Знакомство со сказкой "Колобок"
Цель урока внеклассного чтения по теме малых жанров устного народного творчества. Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания. Викторина...

Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта
Формирование познавательной активности учащихся на уроках. Психолого-педагогическая характеристика и методика исследования развития познавательной дея...

Уровень развития познавательной сферы учащихся с нарушениями интеллекта
Активизация познавательной активности учащихся на уроках. Психолого-педагогическая характеристика развития познавательной деятельности детей. Рекоменд...


Краткое сожержание материала:

Введение

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой.

Устное народное творчество - это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы.

Глава 1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Устное народное творчество - это плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы. (сказал Ривароль А.) Что может быть наиболее выразительным, ёмким, чем народная мудрость?! Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней. Отбирая художественный материал необходимо, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, то есть должен быть таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с художественно-образным познанием действительности. Например: в курсе "Ботаника" можно широко использовать загадки, сказки, пословицы. Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Что же такое загадки?

Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано очень много загадок о растениях, грибах:

1. Беленькая нитка загуляла прытко,

Под землёй ходила, землю шила, шила.

А потом снаружи заплелась потуже.

Заплелась в моточек, завилась в клубочек.

2. Пока молода - она седа

Как постарела, так почернела.

При изучении темы "Прорастание семян" создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:

· "Весной день год кормит".

· "День прозевал - урожай потерял.

· "Вспашешь в срок, посеешь в срок - будет урожай высок".

· "С агротехникой лад - урожай богат".

В 5 классе при обобщении темы "Вода. Значение воды в природе."

Можно использовать стихи, пословицы.

Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала. А также побуждает учащихся к творческой деятельности, активизирует познавательную деятельность. В ответ на такие уроки появляются стихи, сказки, загадки, сочинённые детьми. Например: ученица 7 класса придумала загадки - стихи к теме "Биоценозы", которые я использую теперь при повторении.

1. Медведь в тайге рос, тайга - естественный (биоценоз)

2. Хоть щеночек наш и мал, у него есть территория (ареал)

3. Пете от родителей досталась ответственность,

4. Это понятно, это (наследственность)

5. Пыльцеед не любит хлеб.

6. Ему нравится пыльца

7. А зовут его (оса)

8. Спуск в этот биоценоз крут, а биоценоз называется (пруд)

9. Нелегко зайцу вкусная трава далась,

10. Это прямая пищевая (связь)

Для закрепления изученного материала можно использовать и такую загадку:

"Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?

Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!

Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.

Ветер дул-дул. Как мертва малютка.

А пришли все вместе - сразу разбудили."

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА? (ответ - семя)

Вот как можно использовать на уроке в 6 классе загадки, пословицы и стихи. Предлагается фрагмент урока "Строение семени двудольного растения."

Учитель:

У меня для вас задание

На уменье и на знание.

В руки карточки возьмите

И внимательно прочтите.

Рассмотрите это семя

И сравните их размеры

Почему одно из них больше, чем другое?

Ответ учащихся:

На вогнутой стороне находится отверстие - микропиле. Через него в семя проникает вода и воздух. Более крупное семя впитало влагу и набухло.

Учитель: Совершенно верно.

Следующее задание на Смекалку и внимание.

"Коробочка запечатана

А ней растенье спрятано

С ветками листочками

С белыми цветочками"

Чтоб найти нам ответ

Мы исследуем объект.

Чем покрыто семя?

Ответ учащихся:

Кожурой.

Учитель: Изучите зародыш. Чем он образован?

Ответ учащихся: зародыш имеет 2 семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку с листочком.

Учитель: мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоит их 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так что же это за коробочка?

Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения.

Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайте загадку.

"В малой хатке - спаленке

Спит ребёнок маленький

В кладовой еда лежит

Как проснётся, будет сыт."

Ответ учащихся: в семядолях находится запас питательных веществ.

Учитель: правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем больше питательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли?

Ответ учащихся: семя имеет кожуру и зародыш, который состоит из 2-х семядолей, корешочка, стебелёчка и почечки с листочком.

Учитель:

Как верёвочка не вьётся, а кончику быть.

На последок я пословицы прошу вас объяснить.

· "От доброго семени - добрый всход"

· "Каково семя, таково и племя"

· "По семенам и всходы"

Ответ учащихся:

Пословицы говорят о том, что для посева нужно брать хорошие полновесные семена.

Учитель: И, конечно же друзья, без загадки никуда!

"В золотой клубочек

Спрятался дубочек."

"Я из крошки бочки вылез

Корешки пустил и вырос" (жёлудь)

"У матери тысячи сыновей,

Каждому она мисочку дала,

А себе не взяла." (материнское растение и семена с запасом питательных веществ)

Очень приятно, когда прозвенит звонок с урока и пятиклассник скажет Вам спасибо за урок. Одиннадцатиклассники удивятся: "Как интересно?"

Но самым приятным можно считать то, что дети посвящают нашему труду свои стихи:

Наука жизни и любви

К природе и дарам Земли

Научит мир воспринимать

И по другому понимать

Всё то, что окружает нас.

И в добрый путь, и в добрый час

Перешагнёт пусть человек

Тяжёлый XXI век.

Пусть сердце чувствует его

Природы - матери тепло.

Чтоб научились созидать,

Чтобы умели больше строить

И на страницах, чтоб истории

Могли бы след свой оставлять.

Нас биология научит

Так жить, чтоб стало людям лучше!

Загадки, пословицы, поговорки, сказки оставляют след в умах учеников, пускают корни, дают цветы, приносят плоды и не перестают вызывать интерес к моему предмету.

Глава 2. Развитие художественного потенциала личности учащихся на уроках биологии

Личность характеризуется своеобразной структурой, которая связана с видовым строением деятельности человека, пятью потенциалами личности учащегося:

1. Познавательный потенциал -- объем и качество информации, которой располагает личность (знания о внешнем мире, самопознание).

2. Творческий потенциал -- умения и навыки, способность к созидательной деятельности в определенной сфере.

3. Ценностный потенциал