Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе

Скачать

Понятие "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе. Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника. Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики. Задачи занимательного характера.

Размер: 178,9 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики
Понятие мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе, методы активизации. Исследование влияния систематических занятий по решению т...

Элементы исследовательской работы на уроках математики в начальной школе
Методика использования заданий исследовательского характера на уроках математики как средства развития мыслительной деятельности младших школьников; с...

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах
Категориальный анализ и психологическая теория деятельности. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах. Ко...

Изучение массы в начальной школе
Теоретические и методические основы методики изучения массы как одной из величин на уроках математики в начальной школе. Диагностика сформированности...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы,...


Краткое сожержание материала:

3

Выпускная квалификационная работа

по дисциплине "Методика преподавания математики"

на тему: "Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе"

План

  • Введение
    • Глава I. Активизация мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста
    • 1.1 Понятие "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе
    • 1.2 Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника
    • Глава II. Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики
    • 2.1 Дидактические игры
    • 2.2 Уроки - путешествия.
    • 2.3 Математические уроки сказки
    • 2.4 Веселые задачи в стихах
    • 2.5 Математические загадки
    • 2.6 Сказочные задачи
    • 2.7 Математические сказки.
    • 2.8 Задачи занимательного характера
    • 2.9 Головоломки
    • 2.10 Кроссворды
    • 2.11 Логические задачи
    • 2.12. Анализ заданий для активизации мыслительной деятельности учащихся в вариативном учебнике математики Петерсон Л.Г
    • Глава III. Опытно-экспериментальная работа по изучению использования занимательности в учебной деятельности.
    • 3.1 Констатирующий этап
    • 3.2 Формирующий этап
    • Заключение
    • Литература
    • Приложение

Введение

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.

До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов. Использование игровых моментов в начальной школе тесно связано с решением ряда вопросов:

место занимательности на уроке;

целесообразность ее использования;

функции занимательности;

методика проведения;

систематизация игр, которые требуют разрешения.

Во взаимодействии педагогов с детьми игра занимает немаловажное значение. На это указывали такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др. Психологические механизмы ИГРОВОЙ деятельности, ее влияние на развитие ребенка, возможности ее использования в педагогических целях привлекли внимание целого ряда педагогов и психологов: Я.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.С. Лукина и др.

Активизация познавательной деятельности младших школьников. Этому вопросу посвящены работы В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского и др. В работе учителей начальных классов можно выявить ряд недостатков, которые мешают эффективному применению игры в обучение младших школьников. Они сводятся к следующему:

использование игровых моментов, не соответствующих возрастным и

индивидуальным особенностям детей;

методически неграмотное проведение игр в процессе обучения младших

школьников;

отсутствие наглядного и раздаточного материала, использование которого

давало бы наибольший эффект при организации игр.

Исходя из вышеизложенного, я сформулировала проблему нашего исследования следующим образом:

"Какие условия необходимы, чтобы игра наиболее эффективно использовалась в процессе формирования учебной деятельности, воспитания устойчивого интереса к учению?"

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объектом исследования является активизация познавательной деятельности младших школьников.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия эффективного использования игрового и занимательного материала для активизации мыслительной деятельности в обучении младших школьников.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

Раскрыть психолого-педагогические особенности использования игры с детьми младшего школьно возраста.

Опытно-экспериментальным путем исследовать педагогические условия эффективности использования игры и игровых моментов в учебном процессе для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.

Обобщить конкретный практический опыт учителей начальных классов по применению игрового и занимательного материала.

Разработать методические рекомендации по эффективному подбору и использованию игрового материала. Апробировать этот материал с детьми на уроках.

Глава I. Активизация мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста

1.1 Понятие "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе

Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность.

Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от других. Ребенок под руководством учителя учится оперировать научными понятиями. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие, приобретение новых способов действий с научными понятиями.

Совершенствованию учебной деятельности способствует четкое определение ее структурных компонентов. По своей структуре учебная деятельность повторяет и воспроизводит строение всякой человеческой деятельности. Она включает в себя 3 звена:

мотивационно-ориентировочное;

центрально-рабочее;

контрольно-оценочное.

Соответственно в учебной деятельности выделяют следующие основные компоненты:

мотивы и учебные задачи;

учебные действия;

действия контроля и оценки.

Существует многообразие деятельностей, в которые включается ребенок. Игра - составная часть деятельности. Следовательно, можно говорить о многообразии игр.

В школьной практике наибольшее распространение получили дидактические игры. Это произошло потому, что главная задача школы - обучение детей и их развитие, а дидактические игры в большей степени способствуют этому. Чтобы овладеть какими-то деятельностями, независимо от того, в каком виде они транслируются, нужно уже владеть другими деятельностями, которые выступают в качестве предпосылок учения. Так образуется сложная цепь зависимостей одних деятельностей от других. Овладение учебной деятельностью тесно связано с развитием ребенка. Но развитие есть там, где требуется проявление активности и самостоятельности. Ш.А. Амонашвили писал, что вез игры на уроке невозможно увлечь ребенка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать его активным учеником и творцом урока. Игра в полной мере соответствует активной природе младшего школьника. Знания становятся понятны ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. В связи с этим нами опытно-экспериментальным путем были выделены следующие условия повышения эффективности использования игры на уроках математики, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников:

1. Учет возрастных особенностей.

2. Использование материала различной степени трудности.

3. Использование разнообразных физминуток.

4. Построение нетрадиционных уроков.

5. Использование сюжетных игр.

6. Использование простой и емкой наглядности.

7. Применение игр-соревнований.

8. Использование нестандартных занятий.

9. Применение задач в стихах.

Соблюдение данных условий позволит не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование игровых моментов наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.

Активизация учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Психологи, педагоги, методисты, учителя школ в настоящее время занимаются проблемой активизации познавательной деятельности учащихся.

Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности у учащихся познавательных процессов и активном психическ...