Активизация мыслительной деятельности на уроках математики

Скачать

Понятие мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе, методы активизации. Исследование влияния систематических занятий по решению текстовых задач на активизацию мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.

Размер: 671,2 K
Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе
Понятие "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе. Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника. Средст...

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах
Категориальный анализ и психологическая теория деятельности. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах. Ко...

Активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников
Использование особенностей мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста для обучения. Формы и методы создания психологического комфор...

Элементы исследовательской работы на уроках математики в начальной школе
Методика использования заданий исследовательского характера на уроках математики как средства развития мыслительной деятельности младших школьников; с...

Активизация мыслительной деятельности на учебных занятиях
Характеристика приемов, способов и средств активизации мыслительной деятельности учащихся на учебных занятиях: задачи, задания, вопросы. Формы и спосо...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

[Введите текст]

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики

1.1 Понятие мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе, ее операции

1.2 Особенности активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики

1.3 Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности применения систематических занятий по решению текстовых задач для активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно мыслить, принимать решения и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано при успешном обучении в школе, а этот процесс возможен при активной мыслительной деятельности ученика.

Изучение мыслительной деятельности имеет свою специфику. В теоретическом плане проблема физиологических основ мыслительной деятельности мало разработана. До сих пор не существует широко принятых концепций (как это имеет место применительно к восприятию, памяти), которые объясняли бы, каким образом ЦНС обеспечивает процесс мышления. В то же время имеется немало эмпирических исследований, которые посвящены изучению этой проблемы.

В педагогической литературе проблематика мыслительной деятельности школьников нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий развития мыслительной деятельности в взаимосвязи с успешным обучением.

Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем успешной учебной деятельности (Т.В. Габай, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ушинский, Д.Б. Эльконин Д.Б. и др.)

Развитие мыслительной деятельности, как условие успешной учебной деятельности одна из важной задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется знание предмета и методика их преподавания, направить сознательную активность ученика в нужное русло.

Мыслительная деятельность человека является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Трудно и невозможно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы мышление ни играло существенной роли.

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к выпускнику средней школы, которые не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления. С первых лет жизни ребенка заставляют не только учить наизусть, но и размышлять. Однако, как подростки, так и юноши часто прибегают к механическому заучиванию, “зазубриванию” исторических дат, мест и событий. Это приводит к продуктивному учению, что в конечном итоге меняет его положительную мотивацию к процессу учения на противоположную. В свою очередь это негативно сказывается на развитии личности ученика.

Задачей образования является целенаправленный процесс обучения воспитания в интересах личности. Указанная задача может быть успешно осуществлена лишь при умелом использовании всего комплекса методов и приемов обучения, имеющихся в арсенале учителя. В их числе особое место занимает процесс активизации мыслительной деятельности. Актуальность развития мыслительной деятельности в школьном обучении очевидна.

Развитие мыслительной деятельности рассматривается как один из принципов обучения, ибо осуществление вытекает из необходимости успешной реализации принципов системности и последовательности в обучении, сознательности и активности, связи теории с практикой, доступности, прочности и др. В этом заключается актуальность исследования проблемы мыслительной деятельности, как условия успешного обучения.

Цель исследования: разработка и применение методов и приемов активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.

Объект исследования: процесс обучения математике учащихся старших классов.

Предмет исследования: методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.

Гипотеза исследования: систематические занятия по решению текстовых задач позволит повысить активизацию мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.

Задачи исследования:

- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме активизация мыслительной деятельности

- Охарактеризовать особенности мыслительной деятельности на уроках математики учащихся старших классов

- Опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность применения систематических занятий по решению текстовых задач для активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, сравнения, эксперимент.

База исследования: учащиеся 10 классов «МОУ» Школа № 3 г. Ленинск-Кузнецкий.

Глава 1. Теоретические основы активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики

1.1 Понятие мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе, ее операции

В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие»[30, с.282].

Мышление дает понятие о вещах и сообщает, что есть такое данная вещь. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятия (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованным способом или посредством мышления. Мышление - это вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Таким образом, получается, что мышление представляет собой социально обусловленный процесс поисков и открытий новых понятий, знаний, явлений действительности, а также их опосредованного отражения в результате анализа и синтеза. При его помощи человек проникает в сущность предмета либо явления и определяет взаимосвязи и отношения их между собой.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно: одни свойства через другие. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется отдельно, конкретно.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности.. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является мыслительная деятельность[13,с.114].

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так...