Активизация интегративной деятельности мозга у детей с задержкой психического развития через ознакомление с окружающей средой

Скачать

Познавательная деятельность детей с задержкой психического развития и ознакомление их с окружающим миром. Группы ЗПР при описании психологической сущности отклонений: несформированность регуляции деятельности и первичные интеллектуальные нарушения.

Размер: 38,1 K
Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста через ознакомление с жизнью школы
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошколь...

Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре
Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование р...

Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития
Личностный рост ребенка с задержкой психического развития. Влияние изобразительной деятельности на воображение. Особенности развития воображения у дет...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Органи...

Особенности внимания у детей с задержкой психического развития
Внимание как психический процесс. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявление особенностей...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

ПЛАН

Введение

Глава 1. Особенности ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития

1.1 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

1.2 Особенности ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития

2.1 Цель, задачи и организация исследования

2.2 Результаты диагностического исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как дети с задержкой психического развития: количество дошкольников составляет 25% и 50% среди неуспевающих младших школьников. Дети с задержкой психического развития не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:

* знания и представления об окружающем мире,

* умственные операции, действия и навыки,

* речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи,

* познавательная активность, проявляющаяся в соответст-вующих интересах и мотивации,

* регуляция поведения.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления о явлениях живой и неживой природы. У детей развивается наблюдательность и умение видеть закономерности в природе. Рассказывается о значении тепла, света и воды для развития и роста растений. Формируются общие представления о характерных особенностях животных, дети знакомятся с дикими и домашними животными, закрепляют свои представления о них в различных видах продуктивной деятельности -, лепке, рисовании, аппликации.

Поэтому они имеют огромное значение в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития.

Изучением особенностей ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития занимались Шевченко С.Г., Капустина Г.М.. Хайдарпашич М.Р. и др.

Проблема изучения особенностей ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития является актуальной.

Цель работы - изучение особенностей ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития.

Объект исследования - ознакомление с окружающим миром детей.

Предмет исследования - особенности ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития.

Гипотеза: Мы предполагаем, у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются бедные и неточные представления об окружающем мире.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему исследования;

2. Изучить особенности ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития.

Методы исследования: анализ литературы, изучение документации, эксперимент.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №85". В нем приняло участие 20 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 25 источников, приложения.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития

Изучение представлений детей разного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) об окружающем мире является одной из составляющих психологических и педагогических исследований, направленных на понимание особенностей психического развития этих категорий детей в различных условиях обучения (Власова Т. А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А., 1984;ВенгерЛ.А., 1986; Ульенкова У.В., 1990; Венгер Л.А., Венгер А.Л., 1994; Марковская И.Ф., 2003; Шевченко С.Г., 2003; Бабкина Н.В., 2002, 2005 и др.). [22]

Согласно современным представлениям, любая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую "образ результата" и представления о способах реализации этой программы, а затем реализуются с помощью определенных операций. Завершается психическая деятельность этапом сличения полученных результатов с исходным "образом результата".

Стремление к описанию психологической сущности отклонений, имеющих место при ЗПР различного генеза, приводит к необходимости первоначального выделения двух групп ЗПР в зависимости от ведущего фактора нарушения деятельности ребенка (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова). Для первой группы преимущественно характерна несформированность регуляции деятельности, для второй негрубые первичные интеллектуальные нарушения.

В целом деятельность ребенка с ЗПР как в мотивационно-потребностной, так и в операционально-технической составляющей на любом возрастном этапе отстает от нормативных возрастных характеристик в среднем на 2-3 года. [10]

Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи. Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкую продуктивность деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. [7]

К.С. Лебединская выделила четыре основных типа задержки психического развития:

1) задержка психического развития конституционального генеза;

2) задержка психического развития соматогенного генеза;

3) задержка психического развития психогенного генеза;

4) задержка психического развития церебрально-органического генеза. [19]

ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. В рамках ЗПР конституционального происхождения рассматривают наследственно обусловленную парциальную недостаточность отдельных модально-специфических функций (праксис, гнозис, зрительная и слуховая память, речь), которые лежат в основе формирования сложных межанализаторных навыков, таких, как рисование, чтение, письмо, счет и другие. [1] Особые трудности дети с психофизическим инфантилизмом испытывают, когда необходимо длительно сосредоточиваться на задании, подчиняться правилам дисциплины. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с конституциональной формой ЗПР негативно влияют на формирование динамических характеристик восприятия. В исследованиях представителей когнитивной психологии доказано соотношение способов восприятия с личностной организацией человека. Недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность детей с психофизическим инфантилизмом негативно влияют на эффективность восприятия предметов.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у детей с психофизическим инфантилизмом проявляется в особенностях их интеллектуальной недостаточности. У них наблюдается преобладание конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим. Исследования показали у них достаточную сформированность мыслительных операций, но неравномерную познавательную активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности (В.В. Лебединский). [8] Немаловажное место в структуре задержки психического развития у детей с психофизическим инфантилизмом занимает выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания у них улучшается, т.е. интеллектуальная продуктивность зависит от мотивации.

В структуре особенностей психического развития у детей с соматогенной формой ЗПР наблюдается эмоциональная незрелость. Причиной эмоциональной незрелости чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей, как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. Постоянная астения, наблюдаемая у детей в связи с длительными соматическими недугами, в значительной степени негативно отражается на умственной работоспособности. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности.

Психотравмирующие условия воспитан...