Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки

Скачать

Психолого-педагогический аспект категории "внимание". Процесс восприятия как деятельность, его сущность, содержание. Приемы и методы активизации внимания младших школьников. Порядок проведения педагогического эксперимента и оценка полученных результатов.

Размер: 135,6 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Развитие музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки
Теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия младших школьников. Формирование у школьников эмоционального отношения к музыкальному о...

Психолого-педагогические основы восприятия духовной музыки младшими школьниками
Содержание и сущность основных музыкальных понятий. Этапы развития русской духовной музыки. Формы приобщения младших школьников к образцам русской дух...

Развитие внимания младших школьников в процессе обучения
Определение и экспериментальная проверка педагогических условий развития внимания младших школьников. Систематическое использование специальных упражн...

Развитие музыкального мышления младших школьников на уроках музыки
Методологические основы развития музыкального мышления младших школьников. Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки....

Игра на уроках музыки в основной школе
Творчество младших школьников на уроках музыки. Роль драматизации как сценического метода преподавания. Сущность музыкально-игровой драматизации в про...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Дипломная работа

«Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки»

Введение

В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как страна с рыночной экономикой. За короткий срок период обретения независимости Казахстан достиг стабильности роста экономики интегрируясь с мировым сообществом. Переходя к рыночным отношениям, преодоление духовно-нравственного застоя общества, ориентации на общечеловеческие ценности, требуют сегодня радикального пересмотра и совершенствования всей системы образования Казахстана. В этой связи, музыкальное образование, способствующее гармоничному развитию личности, формированию музыкально-эстетического вкуса и потребностей духовно-нравственного становления личности не может остаться в стороне от масштабных преобразований, происходящих в стране в последние годы. Важнейшим направлением политики нашего государства является дальнейшее совершенствование системы образования, формирование высоких духовных ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения [1].

На основе стратегии «Казахстан-2030», Президент Республики Казахстан ставит задачу - развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации кадров и развитие культуры в широком смысле слова. Общее и специальное музыкальное образование школьников всегда было и остается неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения. Совершенствование методики музыкального воспитания, поиски новых путей и методов обучения, связаны с общими педагогическими идеями развивающего обучения. Проблема активизации внимания школьников на уроках музыки в процессе слушания музыки - одна из актуальных.

Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления в практике обучения. Учитель всегда должен быть во всеоружии, обязан владеть самыми новыми педагогическими технологиями. Особенно это касается учителя музыки. Одним из путей, ведущих к активизации внимания школьников, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения, создание игровых ситуаций, использование приемов наглядного изображения высоты звуков (движением руки или указки) - активизируют внимание детей. Задача учителя музыки научить школьников искусству управления собственным вниманием, восприятием в процессе познания музыки. Будучи единством рационального и эмоционального образования мышления, они призваны обеспечить будущему слушателю музыки ее понимание «и умом, и сердцем». Именно этим навыкам учит школьников учитель музыки, занимаясь с ними содержательным анализом музыкальных произведений.

Проблема воспитания активного слушателя - одна из актуальных проблем музыкальной педагогики. Поэтому развитие внимания на уроке, является необходимым условием приобщения младших школьников к музыкальному искусству. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира. Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путём применения отдельных приёмов, а от всей учебной и воспитательной работы в школе. Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди школьников до сих пор нет согласия.

Педагогическая мысль всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания и образования школьников посредством восприятия музыки «легких» и «серьезных» жанров. Большой вклад внесли научные деятели такие, как Ю.Б. Алиев (формирование музыкальной культуры школьников-подростков) [2], А.Г. Болгарский (формирование интереса к народной музыке у подростков) [3], Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования) [4], З.К. Кальниченко (формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек) [5], Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства) [6], А.Н. Сохор (соотношение музыкальной культуры общества и личности) [7], Л.А. Хлебникова (составляющие музыкальной культуры) [8] и др.

Проблема восприятия музыки рассматривается в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Э.Б. Абдуллин [9], В.А. Беляев [10], П.П. Блонский [11], Л.С. Выготский [12], Р.С. Немов [13], С.Л. Рубинштейн [14], К.Д. Ушинский [15] и другие.

В настоящее время существуют программы по духовно-нравственному воспитанию различных авторов. Вопросы духовно-нравственного воспитания отражены в программах: «Елим-ай» М.Х. Балтабаева [16], «Музыка» Ш.Б. Кульмановой [17], «Мурагер» А. и С. Райымбергеновых [18].

Актуальность исследования: Обобщение и исследование приёмов активизации внимания в процессе слушания музыки систематично и углубленно, способствует более яркому, сознательному восприятию и пониманию музыки.

Цель исследования: определить оптимальные педагогические условия, разработать и экспериментально проверить методику, направленную на обобщение и исследование приёмов активизации внимания.

Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс во втором классе общеобразовательной школы в процессе восприятия музыки учащимися.

Предмет исследования: Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки

Проблема исследования: Использование приёмов активизации внимания младших школьников в процессе восприятия музыки

Гипотеза исследования: Целенаправленное использование приёмов активизации внимания, способствуют развитию музыкального восприятия.

Задачи исследования:

- изучить специальную литературу по данному вопросу;

- раскрыть психолого - педагогические аспекты восприятия музыки, путём активизации внимания младших школьников;

- определить методы активизации внимания младших школьников в процессе восприятия музыки;

- провести наблюдения и эксперимент по активизации внимания младших школьников в процессе восприятия музыки.

Методы исследования:

- монографический (теоретический обзор психолого - педагогической, учебно-методической литературы, нормативные документы);

- обсервационный (систематическое наблюдение за учащимися на уроке);

- диагностический (выполнение специальных заданий);

- экспериментальное обучение;

- анализ результатов деятельности.

Научная новизна проведенного исследования:

- осуществлен анализ психолого-педагогической, музыковедческой литературы по активизации внимания младших школьников при восприятии музыки;

- определены педагогические условия, способствующие восприятию музыки;

- отработаны и проверены в экспериментальных условиях педагогические условия учебно-воспитательного процесса на музыкальных занятиях, направленных на восприятие музыки.

Практическая значимость:

- разработанный комплекс заданий может быть использован в практической деятельности учителей музыки в работе с учениками младших классов.

- система по активизации внимания может быть неотъемлемой частью урока музыки и практически войти в содержание предмета «Музыка РК».

Новизна исследования: Предложенный комплекс заданий способствует более эффективному формированию восприятия музыки.

Положения вносимые на защиту:

- психолого-педагогическое значение и содержание понятия восприятия, активизация, внимание.

- процесс формирования музыкального восприятия.

- использование приёмов активизации внимания способствуют повышению восприятия музыки.

База исследования: школа №10 им. Н. Крупской, учащиеся 2 классов.

1 Теоретические основы активизации внимания в процессе восприятия музыки

1.1 Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

педагогический внимание школьник восприятие

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления, при одновременном отвлечении от других. Внимание, означающее способности человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности. Его индивидуальные свойства у того или иного человека зависят от особенностей нервной системы [19.С. 25].

Внимание, характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания, понимается избирательный характер психической действительности, осуществления в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов [20.С. 49].

Различают три вида внимания - непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, внимание имеет место когда выбор объекта действительности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Если выбор производится сознательно, п...