Актерское и педагогическое мастерство в работе преподавателя

Скачать

Анализ педагогической литературы по проблеме актерского мастерства преподавателей. Рассмотрение основных проблем молодых специалистов. Разработка тренинга "Педагогическое и актерское мастерство", выявление особенностей и специфики его проведения.

Размер: 86,3 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Педагогическое мастерство преподавателя ВУЗа
Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза, типы преподавателей. Особенность педагогической деятельности, связанной со специф...

Деятельность преподавателя среднего специального учебного заведения
Содержание функций и характеристика основных целей преподавателя среднего специального учебного заведения. Анализ специфики профессионально-педагогиче...

Педагогическое мастерство учителя
Система работы К.Д. Ушинского. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко. Особенности современной школы и ее влияние на формирование педаго...

Анализ урока физической культуры
Определение уровня подготовленности учителя физической культуры к уроку. Разработанность плана-конспекта и правила подготовки условий проведения урока...

Педагогический такт и мастерство учителя
Педагогическое мастерство учителя – понятие и сущность, исследование данной проблемы В.А. Сухомлинским, А.С. Макаренко, Я.А. Каменским. Составление пр...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность темы обусловлена требованиями к молодым преподавателям. На сегодняшний день педагог обязан быть не только профессионалом в знании своей дисциплины, но и быть творческой личностью. Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность.

В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и передаче ценности. Профессиональное мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу (воспитателю), но требующее постоянного совершенствования. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.

Сегодня социальный запрос сделан на творческую индивидуальность, готовность педагога действовать в неординарных ситуациях, что предполагает наличие неповторимых индивидуальных свойств. Современный педагог интегрирует в себе духовно-нравственную, эстетическую и интеллектуальную культуру, готовность к постоянному самосовершенствованию.

При изучении педагогического творчества и активизации роли учителя в педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма - важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. В связи с этим, тема актерского мастерства в работе педагога очень актуальна.

В педагогических исследованиях неоднократно отмечались возможности успешного взаимодействия образования и искусства (А.Я. Айзенберг, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, В.В. Сериков и др.), рассматривались различные функциональные системы искусства, определяющие его личностно-творческую направленность (В.П. Демин, А.С. Запесоцкий, М.С. Каган, В.М. Межуев, Г.К. Селевко и др.), теоретически обосновывались средства и способы творческой активизации личности в различных видах искусства (А.Г. Асмолов, В.Ф. Асмус, М.В. Боуэн, А.Я. Пономарев и др.).

Объект - актерское и педагогическое мастерство в работе преподавателя.

Предмет - тренинг "Педагогическое и актерское мастерство" и методика его применения

Цель работы - разработать тренинг "Педагогическое и актерское мастерство".

В соответствии с целью ставились следующие задачи:

1. Осуществить анализ педагогической литературы по проблеме актерского мастерства преподавателей СПО

2. Рассмотреть и проанализировать основные проблемы молодых специалистов.

3. Разработать тренинг "Педагогическое и актерское мастерство" и методику его применения

4. Выявить специфику и особенности проведения социально-психологических тренингов

Методы исследования, применяемые в работе:

1. Эмпирические методы, служащие сбору данных о состоянии объекта исследования (анализ научно-методической и периодической литературы по изучаемой проблеме).

2. Теоретические методы, служащие интерпретацией эмпирических данных (анализ и синтез изученной литературы, обобщение, систематизация и описание методических требований к разработке тренинга и его проектирование).

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный тренинг "Педагогическое и актерское мастерство" способствует развитию коммуникативных навыков и навыков общения с аудиторией. Это дает возможность повысить профессиональное мастерство молодого педагога.

Глава 1. Теоретический анализ актерского и педагогического мастерства

1.1 Формирование артистизма - основа профессионального педагогического мастерства

Педагог-мастер - это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

Проявление мастерства заключается в успешном решении профессионально-педагогических задач и высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Одним из проявлений педагогического профессионального мастерства является артистизм педагога. Артистизм и мастерство - категории одного порядка, тесно взаимосвязанные между собой. В связи с этим, интерес исследователей к проблеме обучения будущих учителей в педагогических вузах средствами театрального искусства, в последнее десятилетие значительно вырос. Так, Б.Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности. По утверждению Г.М. Коджаспировой, педагогическое мастерство - это уровень совершенного владения педагогической деятельностью.

По С.Д. Якушевой, педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей. Она считает, что педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, педагогические умения и способности, речевая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, а также психолого-педагогические знания, являются слагаемыми педагогического мастерства.

Современная педагогика, заявляет С.Д. Якушева, - педагогика сотрудничества. Она стремится к активизации самого обучающегося, к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса.

А.И. Щербаков понимает мастерство как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя. Таким образом, в понятие мастерства вводятся личностные качества учителя, и процесс приобретения мастерства происходит именно на личностном уровне.

И.А. Зязюн понимает под мастерством комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к которым он относит следующие: 1) гуманистическую направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическую технику.

Педагогическое мастерство, по его мнению, является самоорганизующейся системой в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно выстраивать педагогический процесс.

Специфика педагогической работы заключается в том, что основным орудием труда педагога является собственная личность, профессиональная зрелость которой позволяет находить оптимальные решения в постоянно меняющейся "производственной" ситуации и которая, в конце концов, определяет результаты всей практической деятельности педагога.

Сущность педагогического мастерства, заключается в качествах личности самого педагога, который осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Якушева утверждает, что педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, направленной на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения и способностей. Творческое начало является основной чертой, которая определяет результативность всех поступков и действий людей в условиях непрерывных изменений реальной действительности.

Педагогическое творчество проявляется и в научной деятельности педагога и в творческой педагогической работе (оригинальное решение педагогических задач, разработка новых педагогических методов, приемов, применение педагогического опыта в новых условиях, совершенствования системы работы с учащимися, импровизация в педагогическом процессе. Во многих ситуациях преподавателю приходится действовать не по "уставу", а принимать решения на основе личных знаний и ценностей, использовать всю свою актерское мастерство, способности. Чем богаче человек как личность, тем она ценнее как член организации, если, конечно, организация беспокойство не только сохранением статус-кво, а совершенствованием деятельности, создания языков для творчества и развития.

Занимаясь творческой деятельностью, создавая новое, педагог, прежде всего, обращается к импровизации, сущность которой составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Педагогическая импровизация всегда связана с творчеством: в условиях педагогической импровизации идет процесс самоактуализации и мобилизации творческих сил и способностей, происходит творческое саморазвитие педагога.

Разработкой проблемы артистизма и формирования актерско-сценических умений педагога занимались многие ученые. Вопросы, связанные с формированием артистизма и развитием творческих способностей личности, нашли свое отражение в работах ведущих педагогов И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова. Сходство актерских и педагогических способностей отмечали А.С. Макаренко, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузькина, Ю.Л. Львова и др. Эту же особенность выделял К.С. Станиславский, он выявил основные элементы, необходимые для творчества, как актера, так и педагога: разв...