Академическая активность в условиях олимпиадного движения

Скачать

Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения. Эмпирическое исследование академической активности у студентов, участвующих в олимпиадах. Применение творческих задач как измерительного средства для определения уровня креативности.

Размер: 906,9 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Автобиография
«Автобиография» была написана Нушичем из-за отказа Сербской Академии наук и искусств принять писателя в свои члены по причине, что писателя сочли недо...

Двигательная активность и ее влияние на здоровье
Двигательная активность в жизни человека. Тесная связь физической активности со здоровьем, повышение устойчивости организма по отношению к действию це...

Место философии в системе образования в условиях глобального обществ
Основные методы философии как фундаментальная основа современного образования. Направления модернизации философского образования в условиях глобализац...

Организация движения пассажирских поездов дальнего, местного и пригородного сообщения
Обоснование расчетов показателей пассажирского движения и технологические особенности организации движения пассажирских поездов по действующей методик...

Безопасность дорожного движения
Анализ наезда на пешехода в условиях неограниченной видимости и обзорности (замедленное движение). Влияние скользкости покрытия на безопасность движен...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организации социальных олимпиад

1.1 Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения

1.2 Академическая активность в условиях олимпиадного движения

Глава 2. Олимпиады, организованные кафедрой социальной работы и социальной безопасности

2.1 Опыт проведения олимпиад по социальной работе

2.2 Организация и итоги студенческой олимпиады 2013 года

Глава 3. Эмпирическое исследование академической активности у студентов, участвующих в олимпиадах

3.1 Программа и методы исследования

3.2 Анализ данных исследования

3.3 Выводы по исследованию

Заключение

Рекомендации по проведению олимпиад

Список литературы

Приложения

Введение

Конкурсы и состязания в различных областях научного знания и профессиональной подготовки являются неотъемлемой частью внеучебной работы в вузе, средством активизации познавательной деятельности студентов и развития мотивации в выбранной профессиональной сфере, способствуют реализации творческого потенциала обучающихся. Одним из наиболее масштабных и интересных конкурсных форматов является предметная олимпиада.

Олимпиадное движение в последние годы стало заметным явлением в жизни высшей школы. Олимпиады проводятся на различном уровне -- факультетском, внутри- и межвузовском, региональном и общероссийском; охватывают не только сферу научного знания и академической подготовки студентов, но и профессиональную компетентность. Предметная студенческая олимпиада призвана создать своеобразный контекст будущей профессиональной деятельности. В полной мере это относится к предметным олимпиадам по социальной работе. [8]

Всероссийские олимпиады для студентов по социальной работе проводятся ежегодно. Олимпиады для студентов стали традиционными и на нашем факультете. Олимпиады для школьников по дисциплине, не входящей в систему школьного образования, является особым направлением работы нашего факультета по довузовской подготовке (работа со школьниками и абитуриентами). [4]

Таким образом, вопрос об академической активности студентов, участвующих в олимпиадах, является актуальным в настоящее время. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что участие в олимпиаде является способом выражения академической активности студентов.

Объектом исследования являются студенты, принимавшие участие в социальной олимпиаде 2013 «Социальная безопасность в современном обществе», во Всероссийской олимпиаде и преподаватель кафедры, готовивший студентов к участию во Всероссийской олимпиаде.

Цель работы - выявить является ли участие в олимпиадах выражение академической активности.

Задачами исследования выступили:

Задачи теоретического исследования:

На основе анализа литературы по данной проблематике

1) Изучить олимпиадное движение как инновационную форму организации обучения;

2) Изучить проявление академической активности в условиях олимпиадного движения;

3) Обобщить опыт проведения олимпиад на кафедре социальной работы и социальной безопасности прошлых лет.

Задачи эмпирического исследования:

1) Исследовать мотивацию студентов к участию в олимпиадах;

2) Выявить стимулирует ли участие в олимпиадах к получению новых знаний, успешному освоению дисциплин.

Методами исследования выступают теоретическое и практические методы. К теоретическим методам относится системно-комплексный анализ литературы, к практическим - анкетирование и интервьюирование.

Исследование данной проблемы позволит сделать выводы о проявлении академической активности при участии в олимпиадах, мотивации и стимулированию студентов к участию.

Глава 1. Теоретические аспекты организации социальных олимпиад

1.1 Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения

Олимпиадное движение (как форма организации обучения) - активная творческая созидательная деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образовательной цели - подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем готовности к творчеству).

Олимпиадное движение в вузе можно рассматривать как составную часть элитарного образования, которое для одарённых детей Шпаревой Г.Т. определено как «наиболее технологичная и подвижная часть культуры, активизирующая процесс взращивания многопрофильной элиты и выступающая как система отбора, обучения и развития одарённых детей. Оно обеспечивает формирование инновационной культуры человека как стратегического ресурса нового века и оптимизирует соотношение традиций и обновления в любом виде деятельности» [14]. При этом элитарность понимается не как ограничения по участию в олимпиадном движении, а как предоставление каждому обучающемуся возможность проявить себя в творчестве и стать членом интеллектуальной элиты страны, определяющей её инновационное развитие.

В процессе проектирования олимпиадного движения целью является подготовка в системе высшего профессионального образования, прежде всего, конкурентоспособной личности.

В системе подготовки будущего специалиста олимпиадное движение как форма организации обучения выполняет несколько функций, которые явно способствуют формированию академической активности и творческих профессиональных компетенций:

1. Адаптивная функция проявляется в том, что обучающийся как участник включается в творческий коллективный процесс по решению производственной проблемной ситуации, может оценивать и реально представлять позитивные и негативные моменты профессиональной деятельности.

2. Целевая функция определяет специфику поведения и профессиональной деятельности, задаёт вектор творческого саморазвития будущего инженера.

3. Обучающая функция состоит в дополнении и обогащении основной теоретической подготовки во время участия в олимпиадах, создаёт условия для качественно нового применения уже имеющихся знаний и навыков.

4. Воспитывающая функция проявляется в том, что к воспитательному воздействию вуза добавляется воздействие олимпиадного коллектива других учебных заведений, профессиональных сообществ, внешней среды через решение региональных проблем, и прежде всего через самоисследование и самовоспитание.

5. Рефлексивная функция предполагает анализ собственной теоретической подготовки, возможность проверки и корректировки в условиях, приближенных к реальной производственной деятельности, в условиях неопределённости и жёсткого цейтнота времени.

Олимпиадное движение - это специфическая реальность, рассматриваемая как специальная сфера социальной деятельности, в которой участники (и обучающиеся и преподаватели) совместно повышают уровень своих творческих способностей. Студенты, осуществляющие «производство» собственных мыслей в условиях олимпиадного движения, оформление их в слова через сотрудничество и соперничество, переживают состояние творца - создателя нового, состояние открытия, инсайта.

В образовательном процессе олимпиадное движение, основанное на саморазвитии обучающегося, представляет собой инновационную форму организации обучения - форму организации самостоятельной работы для студентов, успешно справляющихся с программой дисциплины за более короткие сроки (разновидность ускоренного обучения), чем это предусмотрено рабочим учебным планом. Это обеспечивает формирование индивидуальной образовательной траектории каждого студента, развитие у него готовности к самостоятельной деятельности, проявляющейся в продуктивном вхождении (быстром и без психологической деформации) в профессиональную среду, эффективном решении творческих профессиональных задач, творческом саморазвитии обучающегося в условиях олимпиадной среды.

Образование опосредуется потребностями человека, которые целенаправленно удовлетворяют в образовательном процессе. В олимпиадном движении интегрируются познавательные и социальные потребности человека с целью становления профессиональных компетенций. Специфика олимпиадного движения состоит в создании условий для саморазвития и самореализации обучающихся в образовательном процессе.

Олимпиадное движение в высшей школе выступает как один из специально контролируемых и организованных процессов приобщения студента к межличностному взаимодействию на основе творческой профессионально-ориентированной деятельности и воспитания нравственных качеств.

Рассматривая, олимпиадное движение как элитарное образование нельзя не согласится с тезисом о том, что оно состоит не только в особом функционировании «отдельных модулей (научно-методологического, практико-педагогического, акмеологического, финансово-экономического, материально-технического, информационно-издательского, административного), но и в их оптимальной комбинации, обеспечивающей гармонизацию когнитивной и личностной парадигм образования при сохранении организационной, содержательной, технологической преемственности педагогического процесса на всех его этапах» [4].

В олимпиадном движении реализуются процессы, к...