Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене

Скачать

Формирование личности школьника. Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема. Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации. Тест школьной тревожности.

Размер: 51,9 K
Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене
Психическое развитие младших школьников и школьная адаптация. Оценка психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к о...

Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания.
М.: Экзамен, 2010 - 46 с. Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий итоговой аттестации за курс начальной школы. Назначени...

Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания.
М.: Экзамен, 2010. - 64 с. Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий итоговой аттестации за курс начальной школы. Назначение...

Русский язык: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. Щеглова И.В.
М.: 2010. - 54 с. Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий итоговой аттестации за курс начальной школы. Назначе...

Методические рекомендации по обучению чтению на английском языке на начальном этапе в среднем звене общеобразовательной школы. Введение


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы адаптации учащихся начальной школы в среднем звене

1.1 Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема

1.2 Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной в среднюю школу

1.3 Социально-педагогические условия благоприятной адаптации учащихся начальной школы в среднем звене

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению адаптации учащихся начальной школы в среднем звене

2.1 Характеристика базы исследования

2.1 Цель, задачи, методы и методики исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в нашей стране интенсивно развивается школьная социально-психологическая служба. Среди основных целей деятельности психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях - содействие развитию личности учащихся и сохранению их психологического здоровья. Одним из важнейших условий достижения данной цели является обеспечение адаптации детей к образовательной среде. Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается фактически до окончания школы, т.к. образовательный процесс, по своей сути, предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей

Таким периодом является и переход из начальной школы в среднее звено: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников - все это может приводить к снижению успеваемости, нарушению поведения, эмоциональной нестабильности, повышению утомляемости.

Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного социально-педагогического сопровождения учащихся в процессе перехода в среднюю школу являются актуальными задачами.

Вопросы, связанные с данной темой, рассматривались такими авторами, как Д.Б. Эльконин, Т. В . Драгунова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, Л.А. Ясюкова, М.Р. Битянова, Е. А. Осипова, Д. Журавлев и др.

Д.Б Эльконин, К.Н. Поливанова связывают явления дезадаптации при переходе в среднюю школу у учащихся с совпадением этого периода по времени с началом предподросткового кризиса. Такое совпадение может приводить к возникновению негативных последствий для развития учащихся.

Г.А.Цукерман указывает на необходимость проектирования новой ступени образования, которая стала бы связующим звеном между начальной и средней школой.

Е. А. Осипова исследовала проблемы психолого-педагогического обеспечения адаптации учащихся в средней школе.

Ясюкова Л.А. связывает трудности при переходе в среднюю школу главным образом с учебой, перенеся социально- психологические причины дезадаптации на второй план, поэтому ее методика « Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» позволяет в большей степени выявить недостатки развития ученика, причины неуспеваемости.

Но многие вопросы, такие как оценка психологического ресурса адаптации младшего подростка к изменениям образовательной среды, влияние уровня развития классного коллектива на особенности адаптации учеников, различия в адаптации к средней школе мальчиков и девочек, изучены недостаточно глубоко.

Таким образом, выбор темы курсовой работы «Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене» обусловлен недостаточной научной разработанностью проблемы адаптации школьников к условиям обучения в средней школе и её несомненной значимостью, поскольку от успешности адаптации зависит успешность в учебной деятельности, формирование адекватных механизмов приспособления к школе и жизни в целом.

Объект исследования: Адаптация учащихся в школе.

Предмет исследовании: Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене.

Цель исследования: изучить основные социально-педагогические условия, обеспечивающих успешную адаптацию учащихся начальной школы в среднем звене.

Гипотеза исследования: адаптация учащихся начальной школы в среднем звене будет успешной если: выявить психологический ресурс учащихся, характеризующийся сочетанием и уровнем развития основных структурных компонентов: эмоционального (школьная тревожность, эмоциональное благополучие), мотивационно-личностного (внутренняя мотивация учения), установить уровень сформированности школьного коллектива, учитывать особенности адаптации мальчиков и девочек.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) уточнить понятия «адаптация», «среднее звено школы »;

2) выявить причины, негативно влияющие на адаптацию учащихся при переходе в среднее звено;

3) определить социально-педагогические условия, обеспечивающие успешность адаптации учащихся при переходе в среднее звено;

4) провести экспериментальную работу по изучению адаптации учащихся начальной школы в среднем звене;

5) разработать рекомендации для участников образовательного процесса по оказанию помощи учащимся при переходе в среднее звено;

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, социометрия, тестирование, количественная и качественная обработка результатов исследования, констатирующий эксперимент.

Глава 1. Теоретические основы адаптации учащихся начальной школы в среднем звене

1.1 Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличатся по степени приспособляемости (адаптивностью).

Проблема адаптации рассматривалась в трудах многих авторов. А. П. Сорокин, С. И. Степанова выделили этапы адаптационного процесса, И. Д. Калайков исследовал роль адаптации в развитии цивилизации, Г.А. Балл - психологическую адаптацию , И. К. Кряжева - критерии адаптации . Л. М. Растова исследовала вопросы адаптации личности в коллективе. В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность.

«Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Под адаптацией (от лат adapto - приспособляю) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Все более активно понятие «адаптация» используется и в социальных науках, в том числе в психологии и педагогике, отражая стремление представителей этих наук возможно более целостно подойти к человеку в процессе освоения им новых социальных, профессиональных ролей, к ребенку при анализе его состояния и поведения в процессе воспитания и обучения

В социально- педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро-социальной среды. [1, 3]

В ходе нашего исследования мы изучаем адаптацию учащихся начальной школы в среднем звене, поэтому наша задача рассмотреть сущность понятия «школьная адаптация».

Нами были проанализированы различные определения данного термина.

В книге Овчаровой Т.В. "Практическая психология в школе"
мы нашли такую формулировку: «школьная адаптация - сложный многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в систему требований и контроля, в новый коллектив». [14, с 86]

Журавлев Д.И. дает следующее определение: «школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения». [7, с.100]

Журавлев Д.И. отмечает, что «пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая «неспецифическую» стрессовую реакцию организма». [7, с.101]

Целесообразно уточнить мнение Шакуровой: «процесс школьной адаптации, представляющий собой приспособление психики ребенка к новым условиям и требованиям школьного обучения, продолжает быть стихийным: дети сами как-то приспосабливаются друг к другу и к школе. Им приходится преодолевать такие негативные факторы как, различные варианты авторитарного стиля педагогического руководства, нерациональную организацию образовательного процесса и учебной деятельности, искаженное восприятие и отношение к школьной жизнедеятельности ребенка со стороны его семьи, негативные характеристики стиля родительского поведения, внутрисемейного климата, установок ожиданий родителей, связанных со школьными успехами ребенка» [19, с. 248]

В психолого-педагогической литературе выделяют 3 составляющие, которые входят в понятие адаптация: адаптация физиологическая, психологическая и социальная, или личностная.

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них с...