Адаптация первоклассников к школьной жизни как социально-педагогическая проблема

Скачать

Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста. Социально-педагогические аспекты школьной адаптации. Анализ уровня адаптации первоклассников к школьной жизни. Социально-педагогические мероприятия по повышению общего уровня адаптации.

Размер: 143,6 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Адаптация первоклассников
Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема. Возрастные особенности младших школьников. Школьная адаптация первоклассников. Социально-пе...

Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене
Формирование личности школьника. Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема. Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной...

Адаптационные тренинги для учащихся 1-го класса
Поступление ребенка в школу, роль родителей и учителя в развитии личности. Социальная адаптация как процесс активного приспособления первоклассника к...

Пути повышения эффективности социально-педагогической работы с учащимися с признаками школьной дезадаптации в условиях образовательного учреждения
Особенности социализации ребенка в школьной среде. Социально-педагогическая диагностика школьной дезадаптации учащегося в условиях образовательного уч...

Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников
Психологическая готовность ребенка к школе. Личностные формирования в учебной деятельности младших школьников. Идентификация как механизм адаптации к...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Адаптация первоклассников к школьной жизни

как социально-педагогическая проблема

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассника к школьной жизни

1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера его социальной адаптации

1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста

1.3 Социально-педагогические аспекты школьной адаптации

Выводы по первой главе

Глава 2. Исследование социальной адаптации первоклассников к школьной жизни

2.1 Программа исследования

2.2 Исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни

2.3 Социально-педагогические мероприятия по повышению общего уровня адаптации первоклассников к школьной жизни

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Приложения

Введение

Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его положение. Основным занятием становится учеба. Все поступки, отношения с социальным окружением выстраиваются в соответствии с новыми обязанностями [10].

Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни. Новый режим дня, необходимость сидеть на уроках спокойно, сохраняя правильную рабочую позу (так называемая статическая нагрузка), все это доставляет ребенку некоторый дискомфорт [7].

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.

От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.

Для многих первоклассников трудна социальная адаптация, так как еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Если ребенок не готов к новой социальной роли - роли школьника, то ему будет трудно в школе, даже при условии сформированного необходимого запаса знаний, умений и навыков, достаточного уровня интеллектуального развития. Все это может, и чаще всего, не совпадает с личностной готовностью ребенка к школе [4].

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Актуальность темы исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.

Объект исследования: адаптация первоклассников к школьной жизни.

Предмет исследования: социально-педагогические аспекты адаптации первоклассников к школьной жизни.

Цель исследования: исследование уровня адаптации первоклассников к школьной жизни.

Гипотеза исследования: социально-педагогическая деятельность с первоклассниками будет успешной при организации диагностики, направленной на изучение особенностей их адаптации к школьной жизни.

Задачи исследования:

· Охарактеризовать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;

· Изучить социально-педагогические аспекты школьной адаптации;

· Исследовать уровень адаптации первоклассников к школьной жизни;

· Подобрать и апробировать социально-педагогические мероприятия по стабилизации адаптации первоклассников к школьной жизни.

Методы исследования:

· Наблюдение

· Изучение документов, учебной нагрузки.

· Анкетирование

· Социометрия

· Игровые методы

База исследования: Государственное Образовательное Учреждение Средняя общеобразовательная Школа № 152, Красногвардейского района.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практической работе социального педагога школы с первоклассниками

Структура работы: введение; 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассников к школьной жизни

1.1. Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Первое использование понятия «адаптация» принадлежит учёным-биологам [30]. Введение его в научный оборот связано с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явления приспособления органов чувств человека, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя [32].

Социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [24].

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для человека социальной среды.

Социальная адаптация может протекать в различных формах:

Активная: взаимодействие индивида со средой характеризуется стремлением его изменить эту среду, подогнать ее под собственные правила и представления о нормах и ценностях.

Пассивная: индивид просто воспринимает нормы и правила поведения новой для него социальной группы, пытаясь пересмотреть свои взгляды и убеждения, уже сложившиеся формы социального поведения.

Адаптационно-адаптирующаяся: человек, приспосабливаясь к условиям новой социальной среды, в то же время привносит в эту среду что-то свое [8].

Важным аспектом социальной адаптации является принятие роли. Адекватно выстроенный процесс социального воспитания предоставляет возможность овладения широким спектром социальных ролей, необходимым для адаптации в конкретных условиях [23].

В.М. Сафронова представляет процесс социальной адаптации следующими уровнями:

· Внешняя адаптация - ограничивается психологической переориентацией на уровне целенаправленного конформизма, то есть человек знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне не признает этого и, если возможно, отвергает предлагаемую систему ценностей;

· Взаимная терпимость характеризуется тем, что личность и социальная среда проявляют взаимную терпимость к ценностям и нормам поведения;

· Аккомодация - глубокий уровень адаптации, который возникает на основе терпимости и связан с взаимными уступками, то есть человек признает основные ценности новой социальной среды, которая в свою очередь признает некоторые ценности индивида;

· Ассимиляция - характеризуется полным принятием человеком норм и ценностей, правил социальной среды, «растворение в этой социальной среде, отказ от своих жизненных установок и принципов;

· Интеграция - бесконфликтное сотрудничес...