Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене

Скачать

Психическое развитие младших школьников и школьная адаптация. Оценка психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене, анализ уровня мотивации, школьной тревожности, коммуникативных способностей.

Размер: 76,0 K
Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Психологическая готовность младших школьников к обучению в среднем звене
Составляющие психологической готовности, к обучению в средней школе, по Т.И. Юферевой. Психолого-педагогические требования к личности школьника. Метод...

Адаптация учащихся начальной школы в среднем звене
Формирование личности школьника. Адаптация школьников как социально-педагогическая проблема. Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной...

Формирование интереса к обучению у младших школьников
Понятие интереса и мотивации к обучению в педагогике. Особенности обучения младших школьников. Психологические особенности. Особенности мотивации к уч...

Социальная адаптация младших школьников
Теоретические основы проблемы, сущность, содержание и факторы социальной адаптации, психолого-физиологические особенности младших школьников. Адаптаци...

Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе
Изучение учебно-воспитательной работы в современной школе. Формирование у младших школьников психологической готовности к обучению в средней школе. Вы...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа

Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене

Введение

Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае - может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.

Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он теперь - пятиклассник!

Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости. Но, увы, этого не происходит. Более того, ребенок вдруг становится более нервным, беспокойным, в дневнике появляются первые замечания.

А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на «взрослый лад».

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

Переход учеников из начальной школы в среднее звено - это сложный и ответственный период: от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем им оказать.

Данная проблема давно волнует как педагогов, так и психологов. Они исследуют особенности адаптационного периода пятиклассников, предлагают свои способы диагностики и коррекционные программы. И все же это не снимает остроту данного вопроса.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на большое число исследований, некоторые ключевые вопросы психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению остаются в тени и требуют более полного изучения.

Цель нашего исследования - раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене.

Объект исследования - адаптация младших школьников к обучению в пятом классе.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в среднем звене.

Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к обучению в средней школе будет успешным, если оно способствует формированию внутренних познавательных мотивов, развитию коммуникативных навыков общения с учителями и одноклассниками и снижает уровень школьной тревожности.

Экспериментальной базой нашего исследования стали учащиеся пятых классов.

В соответствии с обозначенной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему школьной адаптации и ее механизмов;

- раскрыть сущность работы, способствующей адаптации младших школьников к обучению в среднем звене;

- экспериментально проверить зависимость адаптации к обучению в средней школе от коррекционной работы психолога, направленной на развитие определенных навыков и умений.

- проанализировать результаты проведенного исследования.

Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов, о социальной, творческо-деятельностной сущности личности, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, теории развития личности и закономерности формирования и развития человека, а также положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии и формировании личности.

Для доказательства гипотезы и достижения поставленной цели в качестве методов исследования нами были использованы:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

- эмпирические: методика М. Лукиной «Ведущие мотивы учения», тест школьной тревожности Филипса, диагностика коммуникативных способностей В.И. Андреева;

- статистические: методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что нами была предпринята попытка систематизировать психолого-педагогическую информацию, раскрывающую особенности организации работы с пятиклассниками, направленной на успешную адаптация к обучению в среднем звене.

Практическая значимость работы состоит в том, что нами были систематизированы данные, способствующие адаптации учащихся к обучению в среднем звене. Подобранные диагностические методики и коррекционно-развивающие упражнения могут быть использованы другими психологами и педагогами в работе с детьми среднего звена.

1. Теоретико-методологические основы школьной адаптации

1.1 Адаптация как комплексная проблема современной школы

Проблема охраны психического здоровья детей актуальность, которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среды детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-психологических знаний в системе школьного образования. [12]

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, начальная школа), атмосфера обучения в средней школе, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и, в целом, к его личности, и прежде всего к ее социально-психологическому уровню. [15]

Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособляю), приспособление организма к условиям существования. Различают адаптацию биологическую, физиологическую и социально-психологическую. Биологическая адаптация определяется как морфофизиологическое приспособление популяций животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде. Физиологическая адаптация понимается как совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий. Социально-психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде. [3]

Целью любой адаптации является устранение либо ослабление вредоносного (разрушающего) действия факторов окружающей (биологической, физической, химической, социальной) среды.

В процессе школьного обучения учащиеся проходит адаптацию к учебной деятельности. Особое напряжение организма наблюдается у первоклассников, а также в 5-м классе в пубертатный период, когда новые социально обусловленные требования вызывают неспецифическую стрессовую реакцию организма ребенка.

Процесс адаптации к школе проходит несколько фаз: ориентировочное, неустойчивое и относительно устойчивое приспособление. Неустойчивое приспособление характерно для многих школьников и в психолого-педагогической науке и практике обозначается термином «школьная дезадаптация». [25]

Среди критериев школьной дезадаптации Н.В. Вострокнутов выделяет: 1) успешность обучения по программе, соответствующей возрасту и особенностям ребенка, включая также формальные признаки, такие как хроническая неуспеваемость; 2) нарушения эмоционально-личностных отношений к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой; 3) повторяющие, некорригируемые нарушения поведения: отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни. [11]

Наиболее важными с точки зрения возможности адаптации являются те особенности психических процессов и функций, которые обеспечивают ребенку возможность овладения школьными навыками. К ним относят: уровень развития произвольности, моторики, зрительно-моторной координации, внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти; сформированность пространственно-временных представлений, мыслительных операций, речевой функции.

Среди индивидуальных особенностей, влияющих на процесс адаптации младших школьников, можно выделить развитие их мотивационной сферы, неблагополучие которой проявляется в несформированности внутренней позиции школьника, преобладании игровой мотивации, низкой познавательной активности.

Важную роль в успешной адаптации к школе играют личностные качества детей, относящиеся к коммуникативной и эмоциональной сферам. Умение контактировать с другими людьми, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими, умение правильно эмоционально реагировать на различные ситуации являются необходимыми условиями для успешной адаптации в школе, поскольку учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носят прежде всего коллективный характер. [24]

Педагогический уровень школьной дезадаптации - наиболее очевидный и осознаваемый учителями уровень. В...