Адаптация детского организма к условиям дошкольного учреждения

Скачать

Понятие адаптации; рассмотрение факторов, утяжеляющих течение данного периода. Классификация тяжести адаптации детей в дошкольном учреждении. Ознакомление с организацией жизни и основами работы с детьми в дошкольном учреждении в адаптационный период.

Размер: 62,6 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Характеристика понятия "адаптация", факторы влияющие на неё. Определение готовности к поступлению в детский сад. Направления психолого-педагогической...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского образовательного учреждения
Проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада. Особенности поведения и проявления эмоций ребенка, адаптирующегося к новому коллекти...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Психолого-педагогический анализ проблемы адаптации и эмоциональных состояний детей раннего возраста в ДОУ "Светлячок" п. Приаргунск Забайкальского кра...

Адаптация дошкольников к условиям детского сада
Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Формы адаптации, организация работы в адаптационный период. Этапы адаптац...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Психолого-педагогические условия организации адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Характеристика понятия "адаптация", и факторы...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Адаптация детского организма к условиям дошкольного учреждения

План

адаптация дети дошкольный учреждение

1. Понятие адаптации

2. Факторы, утяжеляющие течение адаптационного периода

3. Классификация тяжести адаптации детей

4. Организация жизни детей в период адаптации в дошкольном учреждении

5. Работа с детьми в дошкольном учреждении в адаптационный период

Выводы

Используемая литература

Приложения

1. Понятие адаптации

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности связаны с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды: материальная обстановка (интерьер группы), встречи с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения. В этом случае говорят об адаптации.

Адаптация (от ср. век. Adaptatio - приспособление, прилаживание) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Человек, кроме приспособления своего организма к климатогеографическим условиям (биологическая адаптация) должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. Способность человека менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Социальная адаптация - приспособление личности к новой социальной среде. Детский сад - это есть новая социальная среда со своими законами, правилами, нормами. Во время социальной адаптации устанавливается оптимальное взаимодействие личности и коллектива, усвоение норм и традиций группы детского сада, овладение новыми средствами и новым образом действий. Термин "адаптация"означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания - рыбы живут в воде, птицы - в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климатогеографическим условиям (что определяется термином "биологическая адаптация"), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. У человека существует специальная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Если у человека превышены адаптационные возможности организма и функциональные системы работают в неблагоприятных режимах - это патологическая адаптация. Болезнь - типичное проявление патологической адаптации.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Формирование у ребенка способности к адаптации начинается еще до рождения ребенка. Само рождение - яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма -- кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно. Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во вне утробных условиях. Так же, как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации, но мере того как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семейной среды. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

2. Факторы, утяжеляющие течение адаптационного периода

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского сада. Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни. Эти факторы связаны и с физическим, и с психологическим состоянием ребенка, они тесно переплетены и взаимно обусловлены.

Во-первых, это - состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие - заболевание.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. В первом полугодии жизни малыш привыкает к тому, кто его кормит, укладывает спать, ухаживает за ним, во втором полугодии усиливается потребность в активном познании окружающего мира, расширяются возможности - он уже может самостоятельно перемещаться в пространстве, свободнее действует руками. Но ребенок еще очень сильно зависит от взрослого, который ухаживает за ним, у малыша возникает сильная эмоциональная привязанность к человеку, постоянно находящемуся рядом, обычно к маме. В возрасте от девяти-десяти месяцев до полутора лет эта привязанность выражена наиболее сильно. После у ребенка появляется возможность речевого общения, свободного перемещения в пространстве, он активно стремится ко всему новому, и зависимость от взрослого постепенно ослабляется. Но малыш по-прежнему остро нуждается в чувстве защищенности, опоры, которое дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности. Примерно в восемь месяцев у всех детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое до этого возраста могло происходить безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон. Взрослые должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Если ребенок зациклится на одном только личностном общении с матерью, это создаст трудности в установлении контактов с другими людьми. Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкий социальный контекст и благополучного самочувствия в нем. Этот путь не всегда прост и требует определенного времени и внимания со стороны взрослых. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют у себя дома тесные эмоциональные контакты со взрослыми. С ними играют мало, а если играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. Среди таких детей много избалованных и заласканных. В яслях, где воспитатели не могут уделять им такого внимания, как в семье, они чувствуют себя неуютно, одиноко. У них снижен уровень игровой деятельности: она находится на стадии преимущественно манипуляций с игрушками. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном индивидуально. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Накопление неудач такого рода вызывает у детей постоянную робость, опасение. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это - привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе со взрослым решать предмет...