Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей

Скачать

Проблема адаптации детей раннего возраста, их психолого-педагогические особенности. Практическое изучение вопросов адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Формы и методы сотрудничества ДОУ с семьей.

Размер: 63,7 K
Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Характеристика понятия "адаптация", факторы влияющие на неё. Определение готовности к поступлению в детский сад. Направления психолого-педагогической...

Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Современные психолого-педагогические теории о нравственном воспитании детей дошкольного возраста, основные используемые механизмы и приемы. Формирован...

Дизайн-проект игровой комнаты дошкольного образовательного учреждения
Развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения как основная педагогическая пр...

Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста
Понятие агрессии, ее виды и формы, особенности проявления у детей дошкольного возраста, влияние детского образовательного учреждения на данный процесс...

Возрастная периодизация и этапы психического развития дошкольника
Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Исследование особенно...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Соликамский государственный педагогический институт"

Кафедра педагогики

Курсовая работа по специальности

"050711 - Социальная педагогика"

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей

Выполнила: студентка IV курса ОЗО

Ромодина Юлия Витальевна

Научный руководитель: ст. преподаватель

Перлова Юлия Вячеславовна

Соликамск, 2013

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
  • 1.1 Проблема адаптации детей раннего возраста
  • 1.2 Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста
  • 1.3 Педагогические условия адаптации детей раннего возраста
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Практическое изучение вопросов адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
  • 2.1 Формы и методы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей в период адаптации детей раннего дошкольного возраста
  • 2.2 Описание опыта адаптации детей раннего дошкольного возраста на примере МДОУ Детский сад №46 "Золотой ключик"
  • 2.3 Методические рекомендации воспитателям и родителям
  • Выводы по 2 главе
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Период адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения - неизменимо сложная проблема. Н.М. Аскарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении не раз возвращалась, и неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут. А мы безжалостно отрываем ребенка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью.

Н.М. Щелованов, Н.М. Аскарина являются основоположниками педагогики раннего возраста. Проблемами адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада занимались такие ученые как Р.В. Тонкова-Ямпольская, А.И. Мышкис, Л.Г. Голубева, Н.Д. Ватутина. Развитие общения детей со взрослым и сверстниками разносторонне представлены в трудах М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Л.Н. Галигузовой.

Проблема нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ?

Объектом нашего исследования будут являться процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста.

Предметом нашего исследования будут являться педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста.

Цель исследования: теоретически описать и практически изучить опыт адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

изучить теоретические основы адаптации детей раннего возраста к ДОУ;

обобщить психолого-педагогические особенности детей раннего возраста;

определить педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста;

описать формы и методы сотрудничества ДОУ с семьей в период адаптации детей раннего возраста;

охарактеризовать исследуемое ДОУ и дать описание опыта адаптации детей раннего возраста на примере МДОУ Детский сад №46 "Золотой ключик";

суммировать и предложить методическое сопровождение по адаптации детей раннего возраста.

Методы исследования:

Эмпирические уровень: изучение и обобщение педагогического опыта; сбор эмпирических данных.

Теоретический уровень: изучение исследуемого вопроса по литературным источникам; метод теоретического анализа и синтеза.

База исследования: МДОУ Детский сад №47 "Золотой ключик"

адаптация дошкольный возраст семья

Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.1 Проблема адаптации детей раннего возраста

Адаптация означает - приспособление (от лат. adaptation - приспособляю) организма к условиям существования.

В современной педагогической энциклопедии различают биологическую адаптацию, физиологическую и социальную.

Биологическая адаптация определяется как морфофизиологическое приспособление популяций животных и растительных организмов к конкретным условиям существования во внешней среде.

Физиологическая адаптация понимается как совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению определенных условий.

Социальная адаптация способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий.

Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга.

Целью любой адаптации является устранение либо ослабление вредоносного (разрушающего) действия факторов окружающей (биологической, физиологической, химической, социальной) среды.

В психологической энциклопедии адаптация человека имеет два спектра биологический и психический. Первый общий для человека и животных включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды: температуре, атмосферному давлению, влажности и др. физиологическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций.

Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Психическая адаптация (частично перекрывается понятием социальной адаптацией) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованием этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Психологическая адаптация осуществляется путем усвоение норм и ценностей данного общества (как в широком, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественные группы, трудовому коллективу, семье). Основные проявление психологической адаптации - взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения психологической адаптации является общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Процесс психологической адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально - трудового становления.

Само рождение ребенка - яркое проявление биологической адаптации организма. Здоровый новорожденный быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях.

Уже в семье ребенок вступает впервые контакты со взрослыми членами семьи, детьми. Возникают навыки общения с окружающими, формируются элементарные трудовые действия, возникают игры. Ребенок осваивает нормы отношений между членами семьи, следствием которых формируется элементарные стереотипы поведения. Затем сложившиеся стереотипы поведения и отношений значительно меняются, когда ребенок приходит в детский сад. Он активно начинает контактировать со сверстниками. Его жизнь организуется воспитателями, по новым правилам и режиму, к нему предъявляются новые требования. Следовательно, ребенку необходимо приспособиться к изменению условий, выработать или перестроить имеющиеся формы поведения и привычки.

В раннем дошкольном возрасте изменения среды и обычного образа жизни приводят к психическому напряжению, которое вызывает нарушение в поведении (появляется раздражительность, ссоры со сверстниками, заторможенность), ухудшение сна и потеря аппетита, изменение эмоционального состояния. Одновременно происходят сдвиги и в других функциональных системах (вегетативной), в системе реактивности, снижаются защитные силы организма, что приводит к частым заболеваниям.

Ученые Р.В. Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток классифицируют адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая. Основными параметрами установлени...