Адаптация детей в детском учреждении средствами физической культуры

Скачать

Понятие адаптации и её проблемы при поступлении в детский сад младших дошкольников. Особенности физического развития и воспитания детей 2-3 лет, предупреждение дезадаптации с помощью занятий физической культурой. Подготовка вновь поступивших детей.

Размер: 672,9 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Опытно–поисковая работа по изучению организации работы по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении
Педагогические условия организации работы по физической культуре детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Развитие способно...

Социальная реабилитация детей с болезнью Дауна средствами лечебной физической культуры
Социальная реабилитация лиц с отклонениями в состоянии здоровья средствами физической культуры и спорта. Психофизические особенности детей с синдромом...

Формирование выносливости у больных с инфарктом миокарда средствами адаптивной физической культуры на поликлиническом этапе реабилитации
Клиника, патогенез, этиология, классификация ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда, психологические особенности больных и их адаптация. Возмо...

История исследования проблемы физической реабилитации лиц с повреждениями спинного мозга средствами адаптивной физической культуры
Проблема физической реабилитации лиц с травмами спинного мозга средствами адаптивной физической культуры, история ее исследования и современные тенден...

Физкультура в школе
Теории и методики преподавания физической культуры. Место и роль физкультуры в образовательном учреждении. Компоненты, формы и функции физической куль...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД

1.2. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

1.3 ПУТИ И СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД

1.4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ВНОВЬ ПОСТУПИВШИМИ ДЕТЬМИ

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается периодом адаптации к новым для него условиям существования. Любой вид адаптации человека осуществляется при участии специальной функциональной системы адаптационных механизмов, осуществляющей все приспособительные реакции, специфика которой определяется конкретными условиями и целью приспособительной деятельности (Ю.П. Азаров, 1999). Такая функциональная система формируется и при биосоциальной адаптации детей к дошкольному учреждению. Данная адаптация приводит к морфофункциональным сдвигам на всех уровнях иерархической организации организма, во всех его системах (Т.А. Басилова, 1996).

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, спад речевой активности, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д. (Л.В. Белкина, 2004). Для многих детей привыкание к детскому саду оказывается чрезвычайно трудным делом. Привыкание ребенка к детскому саду может затянуться на длительное время, а иногда он не может приспособиться вовсе.

В литературе описаны разнообразные способы адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению, но, к сожалению, недостаточно глубоко представлены средства физического воспитания.

Таким образом, противоречие между необходимостью обеспечить адаптацию ребенка 2-3 лет при поступлении в детский сад и отсутствием системы использования средств физического воспитания для этого обусловило актуальность настоящего исследования.

Актуальность обозначенной проблемы определила цель настоящего исследования - разработать систему использования средств физического воспитания, обеспечивающую оптимальную адаптацию детей 2-3 лет к условиям детского сада.

Объект исследования - процесс оптимизации адаптации детей 2-3 лет при поступлении в ДОУ.

Предмет исследования - Система использования средств физического воспитания, облегчающая адаптацию детей 2-3 лет к дошкольному учреждению.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние, проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОУ в теории и практике работы.

2. Разработать и апробировать систему использования средств физического воспитания, обеспечивающую легкое привыкание детей 2-3 лет к условиям ДОУ.

Экспериментально доказать целесообразность использования средств физического воспитания для облегчения адаптации к условиям ДОУ детей 2-3 лет на основе взаимодействия родителей и педагогов.

Гипотеза:

предполагалось, что специально разработанная система физического воспитания детей 2-3 лет, предусматривающая и основывающаяся на использование различных средств физического воспитания, взаимодействие педагогов и родителей обеспечит более быструю адаптацию детей к условиям детского сада.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании процесса адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению и разработке системы физического воспитания, обеспечивающей легкое пребывание детей в ДОУ.

Практическая значимость разработанная и апробированная в ходе исследования процесса адаптации детей 2-3 лет к ДОУ система физического воспитания, включающая различные его средства и опирающаяся на взаимодействие с семьей, обеспечивающая более легкое привыкания детей 2-3 лет в ДОУ может быть использована в системе повышения квалификации педагогов, в работе педагогов с семьями вновь поступающих в ДОУ детей, при подготовке специалистов для системы дошкольного образования в колледже и вузе.

Внедрение результатов исследования. Методика оптимизации процесса адаптации детей 2-3 лет к условиям дошкольного образовательного учреждения внедрена в учебно-воспитательный процесс МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №230», что подтверждается актом внедрения.

Структура работы

Выпускная квалификационная работа изложена на 82 страницах машинописного текста. Состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, включающего 58 источников отечественных и зарубежных авторов. Представляет собой описание проводимых исследований с обработкой полученных данных.

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД

Адаптация - приспособление организма, личности или группы к измененным внешним условиям.

С поступлением ребенка 2-3 лет в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения (К.С. Лебединская, 1999).

Все эти изменения обрушиваются на ребенка сразу, создавая для него стрессовую ситуацию. Поэтому, отсутствие специально организованной адаптационной поддержки может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Сложность приспособления к новым условиям, к новым видам деятельности - здоровье, высокая цена, которое платит организм ребенка за это приспособление, диктуют необходимость предусмотреть все факторы, способствующие адаптации ребенка к дошкольному учреждению либо, наоборот, мешающие или замедляющие ее (Т.М. Зенин, 2007).

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: летний период - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям (Н.Д.Ватутина, 1983). Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу группы: дети плачут, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Период привыкания детей -- неизменно сложная проблема. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти (Л.В Белкина, 2007). Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования, облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков, комплексы профилактических мероприятий. Но все предлагаемое лишь несколько смягчило остроту проблемы. Н.М. Аксарина, одна из основоположников научных подходов к воспитанию детей раннего возраста, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей 2-3 лет в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут. А мы безжалостно отрываем ребенка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью (А.С. Галанов, 2003).

В настоящее время существенную помощь в положительном решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают педагогов знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения с взрослым и др. (J.С. Bruhn,1987; L.T. Butler, 1988).

Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5-4 лет (М.В. Бениаминова, 1987). В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основе личных симпатий у него начинают складываться избирательные взаимоотношения со сверстниками, его манят «неизведанные дали». Все это сглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания, довольно высокий уровень разви...