Агрошкола как форма профильной подготовки школьников

Скачать

Роль образования и его влияние на сферы социальной жизни. Организация предпрофильного обучения как особенности агрошколы. Профильное обучение в агрошколе. Средства организации агрошколы. Проектирование профильного обучения в условиях сельской школы.

Размер: 106,8 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Развитие творческих способностей старших школьников средствами элективного курса по декоративно-прикладному искусству
Творческая деятельность как характеристика одаренности школьников. Формы и средства развития творческой одаренности. Сущность и структура профильной п...

Использование элементов психологической диагностики в профильной подготовке школьников
Использование элементов психологической диагностики в профильной подготовке школьников как психолого-педагогическая проблема. План-конспект урока с ис...

Методические рекомендации для предпрофильной и профильной подготовки школьников

Профильное обучение в Российской Федерации
История развития идеи профильной дифференциации в отечественной и зарубежной педагогике. Содержание профильного обучения. Принципы составления индивид...

Теория и практика соединения обучения с производительным трудом учащихся в условиях учебно-производственной бригады на примере Михайловской общеобразовательной средней школы им. Поповой В.С.
История становления ученических производственных бригад в СССР и в Республике Бурятия как стартового этапа в учебно-образовательном процессе профильно...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Агрошкола как форма профильной подготовки школьников

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование агрошколы как форма профильной подготовки школьников

1.1 Организация предпрофильного обучения как особенности агрошколы

1.2 Профильное обучение в агрошколе

Глава 2. Пути и средства организации агрошколы

2.1 Основы деятельности агрошколы

2.2 Проектирование профильного обучения в условиях сельской школы

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевым. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.

Дальнейшая судьба экономики страны в значительной степени определяющимся ходом событий в деревне, позволяющий эффективно хозяйствовать на земле, или будет возрастать продовольственная зависимость от Западной Европы и Америки.

От сельской школы в значительной степени зависит путь дальнейшего развития аграрного сектора, формирование нового мышления у учащихся. Известно, что будущее народа начинается со школьной скамьи. Поэтому в различных областях и регионах нашей страны руководители школ, учителя, ученые, педагоги ищут и апробируют рациональные пути и методы формирования у школьников знаний, умений и навыков по основам аграрной технологии.

В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.

Интенсификация образовательных процессов должна происходить в тесной увязки с запросами реальной жизни. Создающие новые типы агрохозяйств (акционерные общества, крестьянские коллективные объединения, и другие) требуют психологической перестройки и качественно нового отношения к сельскохозяйственному труду в школе. Специалисты считают, что российские школьники превосходят зарубежных школьников по уровню теоретических знаний, но они менее подготовлены к участию в производстве.

Экономия на техническом оснащении школы привела к крупным потерям в практической работе выпускников. Нашей школе недостает ориентации учащихся на местные потребности путем раннего вовлечения их в производительный труд. Участие старших школьников в производительном труде формирует у них стремление к самостоятельному приобретению знаний умений и навыков. Это в свою очередь, развивает наблюдательность, способность обобщать анализировать факты из непосредственной жизни, строить планы своего семейного будущего, введения собственного домашнего хозяйства.

Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

К числу дополнительных инновационных изменений относятся:

- введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

- организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;

- изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;

- построение рейтинговой оценки ученика, поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю; все это дополняется портфелем индивидуальных достижений - «портфолио».

В данной работе целью исследования является «Изучение теоретического обоснования агрошколы как профильного обучения».

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по организации профильного обучения.

- разработать агротехнологический профиль на основе критериев отборов содержания.

- разобрать элективный курс для подготовки старшеклассников к деятельности в условиях рынка по агроэкономическому профилю.

Объект исследования: учебный процесс в школе.

Предмет исследования: профессиональная технологическая подготовка старшеклассников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АГРОШКОЛЫ КАК ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования, на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы.

Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра ее возможных проблем с педагогическим сообществом выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая с подростками. Однако совершенно очевидно, что без полноценного ориентационного компонента предпрофильная подготовка окажется сведенной к «комплектованию», «подбору», «отбору» без учета индивидуального запроса учащегося и без учета его готовности к формированию этого запроса. Значимость данной проблемы повышает и вероятность того, что в ходе реформирования старшей школы сам профиль обучения в старшей школе в ряде регионов частично окажется виртуальным, «плавающим», несвободным к нескольким стабильным вариантом. Также есть существенный риск; заключающий в том, что профилизация старшей школы может быть использована как одно из средств подчинения личности императивам государственных и общественных структур. В то же время предоставляется шанс использовать ресурсы профильного обучения на старшей ступени для того, чтобы выпускник школы мог преодолевать отчуждение своей сущности от внешне заданных целей и ценностей, раскрывать тот «образ Я», который изначально содержится в нем самом, культивировать способность к поиску своего собственного социального и профессионального «формата», искать ответ на вопрос зачем это содержание обучения необходимо именно мне. [20, 3]

История трудовой и технологической подготовки в Забайкалье.

Трудовое образование в 18 - 20 вв.

Народное образование и трудовое в Забайкалье началось с ростом горнодобывающей промышленности. Потребность в грамотных людях острее всего сознавалась заводской администрацией, от которой требовалось «непрестанное» увеличение выплавки серебра. В 1724 г. появилась первая Нерчинская горнорабочих.

12 декабря 1763 года начальство Нерчинского завода предусмотрело только одну школу при Нерчинском заводе. Школа учреждалась для обучения детей «чтению книг и письму, арифметике и геометрии, сочинению чертежей заводским зданиям, машинам и прочему».

«Пробирному делу и обжиганию серебра Нерчинские школьники должны были обучаться в заводской лаборатории, знакомясь со всеми принадлежащими к тому должностями и маркшейдерскому размерению».

В 1764 г. число принимаемых детей увеличилось: от служащих поступило 150 чел., солдатских и сирот - 70 чел. По мере роста сложности изучаемых предметов увеличивались жалование и провиант учеников. Также учитывалась сословная принадлежность детей, «служителей мастерских» учили чтению и письму, арифметике и геометрии, тригонометрии, механике, пробирному и маркшейдерскому искусствам. Офицерских детей и «приказных служителей», кроме того, немецкому языку, гидравлике и всем горным наукам.

Также распространенным явлением было обучение отцами своих детей горнозаводскому производству и также предусматривалось штатным положением.

Нерчинская заводская школа постепенно превращалась из начальной школы в среднюю с профессионально-техническим уклоном. Из грамотной молодежи, обученной в школах, комплектовались кадры горнозаводских «мастеровых», конторских служащих.

В 1820 г. было принято решение Горным советом создать основную школу...