Авторские школы и авторские методики преподавания

Скачать

Понятие и практика авторских школ, у которых не просто по-другому устроен учебный план, у них другое мировоззрение, дух и уклад. Описание концепций авторских школ, воплощающих идеи "свободного воспитания", "развивающего обучения". Авторская школа Шехтера.

Размер: 31,2 K
Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Я рисую слона. Авторские песни для детей
Авторские песни для детей. Мелодии и тексты песен...

Авторские права на мультимедийную продукцию
Сущность понятия авторского права. Признаки мультимедийного продукта как объекта охраны интеллектуальных прав, авторские права на него, их защита и зл...

Психолого-педагогическая реабилитация подростков
В пособии представлены вариативные авторские методики воспитания и развития волевых качеств подростков, социального поведения, этического воспитания....

Использование элементов методики В.Ф. Шаталова на уроках геометрии в 7 классе
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Авторские образовательные технологии в обучении геометрии. Особенности использования м...

Авторские слова, вводящие чужую речь
Понятие чужой речи как нового речевого слоя в повествовании автора, введенного им рассказчика, героя повествования. Способы передачи чужой речи в русс...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Понятие авторской школы

2. Авторские школы 90-х годов

3. Авторская школа Шехтера

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня в России происходят очень важные для всех сфер жизни изменения. Идея авторской школы очень похожа на идею авторской песни, когда люди начинают сочинять стихи для себя и потом петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в больших залах большими певцами.

Авторские школы - феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. Сам же термин «авторская школа» возник в 1986 году, в клубе творческой педагогики «Эврика», при «Учительской газете». Это стало названием конкурса инновационных школьных проектов, а победителям этого конкурса стали присваивать статус «авторская школа». Появление и развитие Авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования (Закон об образовании РФ, 1992).

Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта. В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики. Авторские школы известны, как правило, по именам их создателей -- «школа В.А. Караковского», «школа Е.А. Ямбурга» или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский) и др.

Авторская школа, с моей точки зрения, относится именно к таким явлениям в культуре, у которых неопределенность исчезает только со временем. В образовании, как и в любой сфере культуры, существует, с моей точки зрения, механизм отбора. Какие-то школы, проекты, образовательные системы и концепции рождаются как авторский замысел, не вписываются в общепринятые рамки, часто даже нарушают каноны, и лишь с течением времени их положение меняется, а какие-то становятся культурными классическими образцами. Такой авторской школой была в свое время и система Я.А Коменского. И подвергалась и уничижительной критике, и даже осмеянию.

1. Понятие авторской школы

Понятие "Авторская школа" до сих пор остается размытым и никак не станет штатным термином Официальным статусом, таким, как «гимназия» или «лицей», «авторская школа» не обладает жесткими объективными параметрами, по которым можно было бы точно определить, какая школа является «авторской», а какая не является, не существует. Может, это и хорошо? Может быть, для развития образования важно, чтобы наряду с формальными определениями и утвержденными характеристиками существовало движение школ, основа которых - самоопределение как авторских, субъективная оценка экспертов, а не административная аттестация. Она очень похожа на идею авторской песни, когда люди начинают сочинять стихи для себя и потом петь под гитару для себя и своих друзей, вовсе не претендуя на то, чтобы их песни были признаны вершиной песенного искусства или исполнялись в больших залах большими певцами.

Так и авторская школа: это школа учителей, которую придумали сами учителя для себя и своих учеников. Авторы школ, как правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире становились такими, они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся: они придумали школу для себя, и этого достаточно. И именно в авторских школах рождаются новые, прогрессивные идеи, которые рано или поздно приходят и в основную школу. Возможно, общеобразовательная школа не всегда принимает эти идеи, но так или иначе она получает стимул для развития. Другое дело, авторские школы не следует пытаться тиражировать. Да и ничего из этой затеи не выйдет. Основа этих школ -- личность. Личность, как известно, не поддается размножению. К этим школам нужно относиться как к эксклюзивным явлениям, вбирать их идеи, анализировать по мере возможности их идеологию и философию. Большинство авторских школ основываются на гуманистических идеях, на идеях нового отношения к ученику. Эту философию нужно пропагандировать, питать подобными мыслями педагогическую среду. Но опять же ни в коем случае нельзя относиться к этим процессам формально. К примеру, постановить: «Со следующего года 30 учителей города будут работать по методике авторской школы Шаталова». Ошибочность подобных подходов стала очевидна, когда в начальной школе появились программы Давыдова, Занкова. Далеко не каждый учитель по духу, по образу мысли «занковец» или «давыдовец». Началось искажение авторской философии. Дети получали вместо личностного развития отрывочные знания, не связанные между собой. Естественно, результата в подобных случаях быть не могло. Дело в том, что многие учителя сугубо механически, без глубокого понимания восприняли какие-то методические принципы Занкова или Давыдова, не чувствуя внутренней логики, глубинной философии автора.

Повторюсь: авторские школы необходимы, однако их нельзя клонировать. Их не может быть много, как не может быть много гениев. В этих учебных заведениях особую роль играет личность. Однако родители, которые собираются направить ребенка именно в эту школу, должны себе четко представлять, что не стоит впоследствии предъявлять школе претензии по поводу недоученности своего чада по математике или химии. У этого учебного заведения нет такой задачи. К единому государственному образовательному стандарту, базисному учебному плану в таких школах относятся формально. Кроме того, перевод ребенка из одной школы в другую тоже потребует дополнительных усилий, нужно будет догонять новых. Авторы школ, как правило, вовсе не претендуют на то, чтобы все школы в стране или в мире становились такими, они даже не претендуют на то, чтобы их опыт распространялся: они придумали школу для себя, и этого достаточно. Хотя сама педагогика развивается такими авторскими школами, которые со временем становятся идеалом для других. Колония Макаренко - это авторская школа, школа Сухомлинского - авторская, Дом ребенка Корчака - авторский. Неповторимые школы, которые стали примером для многих. В этом и загадка авторства. Чтобы люди захотели сделать что-то подобное твоему, надо обязательно сделать то, чего до тебя не существовало.

…Все произошло в середине восьмидесятых годов. Начиналось движение клубов творческой педагогики «Эврика», центром всего была матвеевская «Учительская газета». Ведь это было время, когда просто собраться вместе без разрешения начальства означало, чуть ли не вызов власти.

А уж о том, чтобы школы были не едиными, не одинаковыми, - об этом и думать было нельзя. Школы могли быть хорошими или плохими. Но разными они быть не могли ни в коем случае.

А в школьном отделе «Учительской газеты» (это была самая большая комната в редакции) каждый месяц собирались молодые и не очень молодые, но очень радикально настроенные учителя и спорили о том, какой быть школе. Конечно, в основном ругали советскую школу, советскую и единообразную. Ругали за авторитарность учителя, за то, что ребенок не развивается. Было шумно, весело, и голова кружилась оттого, что можно вот так, запросто прийти во всесоюзную газету и не только говорить крамольные вещи, но и писать об этом и даже организовывать большие акции в поддержку образовательных диссидентов.

Тогда с любыми идеями шли к В.Матвееву - главному редактору. Он сказал, что это будет интересно и читателям, и придумал название для клуба - «Эврика». И в газете появились отчеты о собраниях эвриканцев то в газете, то в Доме пионеров на обсуждении идеи дидактического театра, то в подмосковном Пущине на обсуждении идеи «школы будущего».

Начались огромные эвриканские сборы. Так коммунары называли свои встречи - «сборы», и по наследству это перешло и к эвриканцам).

Молодые учителя из Москвы и из других городов стали организовывать свои клубы «Эврика», их было больше пятисот по всему Союзу. Если полистать подшивку тогдашней «Учительской», то можно восстановить хронику этих сборов и этого движения.

И вот в 1987 году, когда уже провели Дни творческих уроков в Москве, и «Уроки-диалоги» в Харькове, и «Урок-панораму» в Куйбышеве, появилась идея собрать творческих директоров школ, конечно, молодых. Тогда казалось, что интересные идеи могут приходить в голову только молодым. …Прошло уже двенадцать лет, а конкурс «Авторская школа «Эврика» проводится и будет проводиться еще сто лет точно по таким же правилам: заочный...