Автор и повествователь в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Скачать

Литературоведческие концепции об авторе и повествователе "Мертвых душ": тождество и разграничения. Гоголь в концепции автора древнерусского текста. Реализация содержательных компонентов технологии обучения на уроке литературы. Тайны поэмы "Мертвые души".

Размер: 54,7 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Синонимы и их функции в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Выявление семантических, семантико-стилистических, стилистических, контекстуальных синонимов в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" определение их функций...

Лирические фрагменты в композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Художественный мир Гоголя - комизм и реализм его творений. Анализ лирических фрагментов в поэме "Мертвые души": идейное наполнение, композиционная стр...

Два облика России в поэме Гоголя Мертвые души Тема возрождения России в поэме Мертвые души

Портрет в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Вдохновенный мастер поэтического слова Николай Васильевич Гоголь и сила его художественных обобщений. Портрет как средство характеристики внешнего и в...

Тема дороги в поэме "Мертвые души" Гоголя
Творческая история поэмы Гоголя "Мертвые души". Путешествие с Чичиковым по России - прекрасный способ познания жизни николаевской России: дорожное при...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского

Институт филологии и межкультурной коммуникации

Филологический факультет

Кафедра литературы

Выпускная квалификационная работа специалиста

Тема: Автор и повествователь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Чита 2011 г.

ПЛАН

Введение

Глава I. Литературоведческие концепции об авторе и повествователе «Мертвых душ»: тождество и разграничения

Глава II. Гоголь в концепции автора древнерусского текста

2.1 Духовные смыслы подтекстов гоголевской поэмы

2.2 Голос автора в лирических отступлениях

Глава III. Технология урока-игры на уроке литературы

3.1 Содержание технологии игрового обучения

3.2 Реализация содержательных компонентов технологии игрового обучения на уроке литературы. Тайны поэмы «Мертвые души»

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

В настоящее время очень много работ написано по произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души», что связано с величием и многогранностью творения. Но работ, связанных с проблемой «автор и повествователь в поэме» очень мало. Многие исследователи или не разграничивают автора и повествователя или говорят только об авторе, забывая о роли повествователя в тексте. Все это ведет к искажению истинного авторского замысла. Только рассмотрев эту проблему, открывается новая сторона произведения, позволяющая взглянуть на поэму, как отражение нового миросозерцания автора, связанного с переломом в духовной жизни писателя и потому увидеть истинный замысел поэмы. Актуальность данного исследования заключается в том, чтобы проследить линию повествователя и автору и затем увидеть совершенно иную, ранее не рассматриваемую сторону произведения.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования - проследить линию повествователя и автора и прийти в выводу, что Н.В.Гоголь в поэме «Мертвые души» приближается к смысловой позиции древнерусского книжника, автора-повествователя древнерусского анонимного текста.

В работе были поставлены следующие задачи:

- изучить и систематизировать исследовательские труды по данной теме;

- проследить линию повествования автора и рассказчика;

- рассмотреть духовные смыслы подтекстов поэмы;

- доказать, что лирические отступления принадлежат автору и что автор - повествователь - герой текста.

Научная новизна работы состоит в том, что в работе сделана попытка представить Н.В.Гоголя в смысловой концепции древнерусского книжника, автора-повествователя.

Практическое применение результатов исследования возможно непосредственно на уроках литературы в школе и на факультативных занятиях.

Работа апробирована на научно-практической конференции «Филологическая культура и современный мир», состоявшейся в ЗабГПУ 23 апреля 2011 г.

Глава I. Литературоведческие концепции об авторе и повествователе «Мертвых душ»: тождество и разграничения

Величайшее произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души» не оставлено без внимания критиков, с тех пор как написано. И не удивительно, ведь каждый согласится, что все в поэме загадочно, начиная названием и заканчивая деталями. Загадочен и сам автор, который время от времени появляется на страницах поэмы и трудно понять, где в поэме автор, а где повествователь. Среди исследователей на проблему разграничения автора и повествователя нет единой точки зрения.

В работах одних исследователей повествователь и авто разделены. Это разные люди, и роль их в тексте разная. В работах других исследователей автор и повествователь не разделяются. Это одно и то же лицо.

Исследователи А.М.Докусов, М.Т.Качурин подходят к различению автора и повествователя через описание их роли в тексте. А.М.Докусов утверждает, что повествователь не только рассказывает о героях, но и оценивает их, передает свои мысли и чувства, навеянные картинами жизни. Повествователь, по его мнению, проявляет себя во всех высказываниях - отступлениях, разбросанных по поэме. Это прежде всего конкретный образ автора поэмы со многими присущими именно ему чертами. А.М.Докусов отмечает, что хотя образ повествователя и близок автору, но их личности не тождественны. Повествователь в поэме - это, в известном смысле, идеальная личность, как ее представляет себе Гоголь, личность, освобожденная от второстепенных чувств, бытовых подробностей.

А.М. Докусов пишет: «Через повествователя дается все, что автору дорого, что он любит, что прошло через его душу». [4, 57] По мнению А.М. Докусова, автор проявляет себя в лирических отступлениях. Он пишет, что в лирических отступлениях, внутренне связанных между собой, выражено то душевное смятение, которое охватывает автора при виде царящего всюду неустройства.

Таким образом, в исследовании А.М.Докусова сделана попытка разделить автора и повествователя. Основное внимание в работе уделено повествователю, который по его мнению, выражает себя во всех высказываниях - отступлениях, разбросанных по поэме. Роль его в тексте - передать все, что дорого автору. Автор, по мнению А.М.Докусова проявляет себя в лирических отступлениях.

Через пространственные отношения Лотман Ю.М. рассматривает позицию автора, героев и читателя в тексте. Лотман Ю.М. в книге «О реализме Гоголя» пишет, что герои, читатель и автор включены в разные типы особого пространства. Герои находятся на земле, горизонт их заслонен предметами, они ничего не знают, кроме практических, житейских соображений, поразительно недальновидных; точка зрения читателя вынесена вверх - он видит широко вокруг, может знать о героях, об их прошлом и будущем, наблюдать нескольких героев одновременно; но читатель, видя всю широту сюжетных связей, не знает морального исхода. Ю.М.Лотман пишет, что это видит автор; автор - человек пути, как всякий пророк проповедует движение в бесконечность. Таким образом, Ю.М.Лотман, рассматривая пространственные отношения, говорит, что автор находится над всеми событиями, Ю.М.Лотман сравнивает его с пророком; герои, в исследовании Лотмана, «приземлены», горизонт их заслонен предметами; точка зрения читателя находится за пределами текста, но он не знает морального исхода, это знает лишь человек пути - автор.

Говоря об особенностях поэмы Гоголя «Мертвые души» С.Машинский в книге «Художественный мир Гоголя» высказывает мысль о том, что Гоголь предсказывал, что некоторые читатели будут недовольны его изображением Чичикова. Недовольны потому, что он глубоко заглянул ему в душу и обнажил его сокровеннейшие мысли, которые обычно человек никому другому не поверяет. Эти читатели были бы рады увидеть Чичикова таким, каким он показался Манилову и всему чиновному городу. С.Машинский отмечает, что эпическое повествование в «Мертвых душах» то и дело прерывается взволнованными лирическими монологами автора, оценивающего поведение персонажа или размышляющего о жизни, об искусстве. С.Машинский утверждает, что подлинным лирическим героем этой книги является сам Гоголь. Мы постоянно слышим его голос. Образ автора как бы непременный участник всех событий, происходящих в поэме. Он незримо присутствует всюду. Он внимательно следит за поведением своих героев и активно воздействует на читателя. «Причем голос автора совершенно лишен дидактики, ибо образ этот воспринимается изнутри, как представитель той же отраженной действительности, что и другие персонажи «Мертвых душ». Образ автора - это именно персонаж, созданный художником, обладающий своим характером и языком, имеющий собственное отношение к жизни, свой сложный духовный и нравственный мир. Этот лирический персонаж придает всему повествованию своеобразную эмоциональную окраску». [5, 357].

Таким образом, в исследовании С.И.Машинского автор и повествователь разделены, хотя прямого указания на это в работе нет. Большое внимание уделяется образу автора. Причем, образ автора - не сам Гоголь, а персонаж, созданный художником, обладающий своим характером и языком, т.е. это не реальное лицо.

Анализирует позицию автора в тексте и В.М.Кривонос в книге «Мертвые души Гоголя и становление новой русской прозы». В.Ш.Кривонос пишет, что автор, изображенный в «Мертвых душах» не тождественен самому Гоголю; он является особой формой выражения позиции художника в тексте, но отнюдь не реальным лицом. В.Ш.Кривонос утверждает, что автор, изображенный в «Мертвых душах» не тождественен самому Гоголю; он является особой формой выражения позиции художника в тексте, но отнюдь не реальным лицом. В.Ш.Кривонос утверждает, что автор в поэме не просто рассказывает об услышанном и увиденном, но прежде всего, творит. Рассматривая биографию персонажей В.Ш.Кривонос говорит, что биографию получает и изображенный Гоголем автор. Отсюда и насыщенность лирических монологов конкретными биографическими сведениями.

Автор статьи подчеркивает, что в лирических монологах раскрываются такие биографические подробности, которые характеризуют бытовое поведение автора, его житейские привычки, отношение к обыденной стороне человеческого существования (еда, сон, одежда и т.п.), но преимущественно интерес сосредоточен на событиях внутренней жизни автора.

В.Ш.Кривонос пи...