Автоматизация методик исследования профессиональной направленности старшеклассников

Скачать

Мотивационная направленность старшеклассников. Выявление индивидуальных интересов, склонностей и способностей личности с целью оказания помощи в выборе профессии. Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации, их автоматизация.

Размер: 626,4 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Автоматизация пакета методик "Изучение мотивации в профессиональной деятельности"
Основы исследования мотивации в профессиональной деятельности. Методические приемы автоматизации методик психологического исследования. Подбор пакета...

Профориентация старшеклассников Республиканской военной школы "Жас улан"
Особенности и направления исследований профессиональной направленности старшеклассников в специализированных военных учебных заведениях. Кадетское обр...

Изучение направленности личности старшеклассников с разными акцентуациями характера
Проблема направленности личности в психологии, ее связь с акцентуацией характера в старшем школьном возрасте. Процедура и методы исследования типов на...

Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников
Ценностные ориентации юношеского возраста. Анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников. Взг...

Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости
В книге рассматривается психологическая классификация профессий, содержится комплекс методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности определ...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. Методологические основы профессиональной ориентации
  • 1.1 Основы профориентационной работы
  • 1.2 Проблемы профориентационной работы в школе
  • 1.3 Профессиональная консультация
  • 1.4 Методы профессиональной диагностики и профессиональной ориентации
  • 1.4.1 Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
  • 1.4.2 Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности (модифицированная методика А.Е. Голомштока)
  • 1.4.3 Тест-опросник измерения мотивации достижения (модификация опросника А. Мехрабиана)
  • 2. Автоматизация методик исследования профессиональной направленности старшеклассников
  • 2.1 Обзор программных средств для разработки тестов
  • 2.2 Описание среды визуального программирования Borland Delphi
  • 2.3 Назначение программы
  • 2.4 Системные требования и установка
  • 2.5 Описание модулей программы
  • 2.6 Структура программы
  • 2.7 Описание работы с программой
  • 3. Исследование профессиональной направленности старшеклассников
  • 3.1 Результаты тестирования
  • 3.2 Анализ проведенного исследования
  • 4. Экономическая часть
  • 5. Безопасность труда на ЭВМ
  • 5.1 Экологическое значение проведенного исследования
  • 5.2 Обеспечение БЖД
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Введение

Актуальность темы:

Тема дипломной работы для психологической науки является важной, прежде всего потому, что информационная революция, развитие науки и техники поставили человечество перед новыми проблемами. Переход страны на рыночные рельсы, затяжной экономический кризис привели к радикальным изменениям на рынке труда (безработица, новые профессии и специальности, изменение престижа профессий и т.п.). В минувшее десятилетие в нашем обществе проблеме профессиональной подготовки и самоопределению уделялось больше внимания. Однако сегодняшние реалии не позволяют довольствоваться имеющимися в этой области наработками. В этой ситуации возрастает значение деятельности школы по профориентации учащихся.

Исследования последних лет по России показывают, что до 30% молодых людей осуществляют свой профессиональный выбор неосознанно. По мнению таких исследователей как Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В., Забродин Ю.М., Быков В.В., Пряжников Н.С., именно школа, как одно из важнейших звеньев системы образования должна повышать уровень информированности о различных аспектах мира современных профессий, оказывать учащимся помощь в выборе своего профессионального будущего с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности на рынке труда /1,2,3,4/.

Главным условием успешного самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие. Предполагается, что к окончанию школы выпускники в большинстве своем достигают уровня личностного развития, позволяющего им вступить во взрослую жизнь.

Однако немало старшеклассников стоящих перед задачей выбора профессии не имеют адекватных представлений о современных профессиях и системе профессиональной подготовки. У большинства из них обнаруживается неумение оценить себя, свои способности и соотнести их с миром профессий.

Цель данной работы: Автоматизация методик исследования профессиональной направленности старшеклассников.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Анализ литературы по проблемам профориентационной работы в школе;

2. Сбор данных об используемых методах профориентационной работы в школе;

3. Составление батареи методик для исследования профессиональной направленности старшеклассников;

4. Анкетирование школьников по выбранным методикам;

5. Анализ информационных технологий по автоматизации тестов;

6. Автоматизирование методик.

В рамках дипломной работы проведено исследование цель которого состояла в выявлении сформированности профессиональных интересов и склонностей учащихся 10-11 классов и проведении их сравнительного анализа.

Объект исследования: Мотивационная направленность старшеклассников.

Предмет исследования: Выявление индивидуальных интересов, склонностей и способностей личности, с целью оказания помощи в выборе профессии.

Гипотеза исследования: Вовремя выявленные интересы и склонности учащихся существенным образом влияют на правильный выбор профессии.

Для проверки выдвинутой гипотезы мы использовали метод тестирования. Нами применялись следующие методики:

дифференциально-диагностический опросник (ДДО) интересов Е.А. Климова, служащий для оценки профориентационной направленности личности;

методика "Карта интересов А.Е. Голомштока", которая изучает интересы и склонности старшеклассников в различных сферах деятельности;

тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, предназначенный для диагностики устойчивых мотивов деятельности личности.

Исходя из цели данной дипломной работы для решения поставленных задач нами были автоматизированы методики исследования профессиональной направленности старшеклассников.

При автоматизации методик исследования был сделан обзор программных средств для разработки тестов /5,6,7,8,9/. В результате нами была выбрана среда программирования Borland Delphi. Среди существующих версий мы выбрали среду разработки Delphi 5.

На сегодняшний день, Borland Delphi является наиболее продаваемым RAD-средством (средство быстрой разработки приложений) для создания Windows-приложений. Используя Borland Delphi можно быстро и легко написать полноценно Windows-приложение со стандартным графическим пользовательским интерфейсом Windows (GUI - graphical user interface). В комплекте поставки Borland Delphi имеется огромное количество инструментов, облегчающих разработку приложений, и готовых визуальных компонентов для использования в программах.

Так же в комплект поставки Borland Delphi имеется огромное количество инструментов разработки и поддержания баз данных, тесно интегрированных с самим Borland Delphi, что облегчает их использование в программах.

Компилятор языка Object Pascal генерирует достаточно небольшой и быстрый код, что тоже делает Borland Delphi весьма привлекательной средой разработки программ /8/.

профессиональная ориентация автоматизация старшеклассник

1. Методологические основы профессиональной ориентации

1.1 Основы профориентационной работы

Понятие "профориентация" - это ориентация человека на те или иные профессии. Профориентацию также рассматривают как оказание помощи людям в выборе профессии; как систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи людям в моменты профессионального самоопределения.

Определений данного понятия много и произошло это вследствие развития деятельности по профессиональной ориентации. Цели и задачи профориентации успешно реализуются, когда сама профориентация опирается на развитую теорию и методологию, в которой преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, позволяющие повысить эффективность практической работы.

Понятие "профессиональная ориентация" не может быть застывшим, данным раз и навсегда. Оно развивается по мере того, как меняется представление о целях, задачах, методах и сущности профориентации. Мы исходим из того, что профориентация - это руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека /10/.

Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положения, структуре, методах исследования научных проблем профессионального самоопределения и о совершенствовании практических методов воздействия на людей с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии.

К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы, относятся идеи концептуального характера. Одна из них ? идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х годов и носила название "диагностической концепции". Здесь широко использовались тесты. В последствии эта идея диагностического исследования была заменена "воспитательной концепцией". Диагностика и воспитание ? важные и органически связанные направления практической работы по профориентации личности.

К идее методологического характера относиться идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы. Она предусматривает предварительную классификацию людей по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую вос...