"Параметры в геометрии" для учащихся восьмых классов общеобразовательной школы

Скачать

Рассмотрение истории возникновения и развития факультативных занятий по математике в восьмых классах. Отбор их содержания, выбор методов и форм проведения. Разработка, творческое планирование и структура факультативного курса "Параметры в геометрии".

Размер: 153,6 K
Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Формирование знаний у учащихся средней общеобразовательной школы по теме "Углы"
Психолого-педагогический аспект изучения темы "Углы" в 8 классе средней общеобразовательной школы. Методические особенности изложения данного раздела...

Технология подготовки учащихся старших классов средней общеобразовательной школы к сдаче экзамена по английскому языку
Единый государственный экзамен - современное средство оценивания результатов. Технология подготовки учащихся старших классов средней школы к успешному...

Геометрия. 8 класс. Тематические тесты.
М.: Просвещение, 2008. - 128 с. Использование тематических тестов по геометрии в учебном процессе позволит, во-первых, осуществить...

Подвижные игры для учащихся 1-2 классов
Методика проведения различных спортивных игр для учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы, их значение для физического развития и поддержания зд...

Сборник задач по геометрии. Стереометрия. Для 9-10 классов средней школы
Данная книга издается в качестве пробного задачника по стереометрии для учащихся 9—10 классов....


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Московский городской педагогический университет

Математический факультет

Кафедра математического анализа и методики его преподавания

Дипломная работа

"Параметры в геометрии"

для учащихся восьмых классов общеобразовательной школы

Выполнила:

студентка 5 курса 1 группы

дневного отделения

Пузакова Любовь

Владимировна

Научный руководитель:

старший преподаватель

Мирошин Владимир Васильевич.

Москва 2009.

Содержание

Введение

Глава 1. Общие вопросы организации и проведения факультативных курсов по математике

1. История возникновения и развития факультативных занятий по математике

2. Особенности факультативных занятий и их цели

3. Отбор содержания, выбор методов и форм проведения факультативных занятий в восьмых классах

4. Психолого-физиологическая характеристика подростков

Глава 2. разработка факультативного курса "Параметры в геометрии"

1. Анализ школьных учебников по геометрии федерального комплекта

2. Разработка факультативного курса "Параметры в геометрии"

3. Тематическое планирование факультативного курса "Параметры в геометрии"

Заключение

Библиография

Введение

Ещё на рубеже XIX-XX веков педагогическая общественность пришла к выводу, что преподавание общеобразовательной школе какого-либо предмета по общегосударственной программе становится более успешным, если его дополнить групповыми занятиями, предназначенными только для желающих. При разработке групповых занятий должны были учитываться запросы и интересы учащихся, реальные возможности учителя, количественный и возрастной состав слушателей. Основной целью создания внепрограммных групповых занятий являлось развитие и поддержание интереса учащихся к конкретному предмету с помощью его углублённого изучения.

Вторая половина XX века характеризуется бурным ростом научного знания и практической деятельности человека. Поэтому математическое образование стало считаться средством повышения уровня подготовки будущих специалистов как по естественно научным, так и по гуманитарным дисциплинам. В 1967-68 году в учебные планы общеобразовательных школ были включены факультативные занятия. В методике математики это время считают началом первого этапа введения факультативов по математике в школе, которые были введены с целью углубления и расширения научно-теоретических знаний, развития математического мышления, раскрытия приложения математики в практике. Второй этап в становлении факультативных занятий начался в 1980 году и был связан с переходом средней школы на новую программу по математике. Третий этап начался с проведения в съезда работников народного образования, который проходил в Москве в декабре 1988 года. Реформой предусматривалось дальнейшее развитие всех форм дифференциации, в том числе и факультативов.

В 1990 году была опубликована новая программа факультативных курсов. Основной целью программы является углубление знаний по основному курсу, получаемых на уроках, обучение решению более трудных и разнообразных задач. Методика проведения факультативных занятий по математике была раскрыта в работах Черкасова Р.С., Столяра А.А., Шварцбурда С.И. и других, а основы организации и проведения факультативных занятий были изложены в работах Кашина М.П., Монахова В.М., Фирсова В.В и многих других.

Отличительной чертой современного этапа развития факультативной формы обучения является то, что учитель имеет возможность не придерживаться тематики предусмотренных разделов и проявить творчество, составив свою программу проведения факультативных занятий. При таком подходе на учителе лежит большая ответственность, так как при составлении факультативного курса он должен учитывать особенности отбора содержания изучаемого материала, форм и методов проведения факультативных занятий, психолого-педагогические особенности конкретного класса, интересы и желания учеников, профильную направленность старшеклассников. Поэтому на сегодняшний день исследования, связанные с разработкой содержания и методикой проведения факультативов, являются актуальными.

Объектом исследования является процесс организации обучения учащихся восьмых классов на факультативных занятиях по математике.

Предмет исследования - построение системы факультативных занятий по математике для учащихся восьмых классов.

Целью диплома является разработка факультативного курса "параметры в геометрии" и разработка методики его преподавания для учащихся восьмых классов.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:

- проанализировать методическую, педагогическую и психологическую литературу по теме дипломной работы;

- определить роль и место факультативных занятий в процессе обучения математике в школе;

- отобрать содержание факультативного курса "параметры в геометрии";

- составить психолого-педагогическую характеристику учащихся восьмых классов;

- разработать план факультатива "параметры в геометрии" и конспекты конкретных занятий;

В ходе работы применялись различные методы исследования: изучение и анализ методической и психологической литературы по теме работы, беседы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, результатов педагогического эксперимента, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, даны основные его характеристики.

Первая глава посвящена рассмотрению общих вопросов организации проведения факультативов по математике. В ней рассматриваются история возникновения и становления школьных факультативов; цели проведения факультативных занятий в зависимости от профильной ориентации старших классов; психолого-педагогическая характеристика подростков; особенности отбора содержания, форм и методов проведения факультативных занятий.

Во второй главе представлен разработанный факультативный курс по теме "параметры в геометрии" для учащихся восьмых классов, состоящий из восьми занятий.

С методической точки зрения изучение факультативного курса "параметры в геометрии" способствует развитию пространственного, логического и творческого мышления и математических способностей, воспитанию устойчивого интереса к математике, искусству и изучению окружающей среды.

факультативный геометрия творческий курс

Глава 1. Общие вопросы организации и проведения факультативных курсов по математике

1. История возникновения и развития факультативных занятий по математике

В начале ХХ века в средней общеобразовательной школе были созданы внепрограммные групповые занятия по математике с целью развития и поддержания интереса учащихся к этому предмету с помощью его углубленного изучения.

Групповые занятия предназначались только для желающих, при их разработке учитывались запросы и интересы учащихся, реальные возможности учителя, количественный и возрастной состав слушателей.

1-й Всероссийский съезд преподавателей математики, проходивший в Петербурге в 1913г, открыл новый этап в развитии математического образования русской школы. На съезде выступали такие знаменитые педагоги, как Кулишев А.Р., Лебединцев К.Ф., Поссе К.А. и многие другие. Среди обсуждаемых проблем наиболее остро выделялась проблема возможности сближения курса математики в средней школе с курсом математики в высших учебных заведениях.

Поссе К.А. отметил, что самым правильным решением будет создание двух курсов по математике в средней школе: общего и специального. Общий курс является обязательным для всех, а специальный - рассчитан на учеников, которые желают поступить в ВУЗы на физико-математический факультет и связать свою профессиональную деятельность с математикой.

На этом съезде в своём докладе Лермонтов В.В. также внес предложение об углублённом факультативном изучении математики способными ребятами с целью реализации принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

В конце всех выступлений была предложена задача: подробно разработать такую методику преподавания математики в средней школе, которая бы сохраняла математический общеобразовательный характер и допускала бы специализацию в старших классах, учитывающую индивидуальные особенности учащихся.

В министерстве прислушались к мнению педагогов, и уже в 1915г. Были решены важнейшие проблемы реформы школьного образования. У учащихся появилась возможность в зависимости от своих способностей и интересов выбрать одно из направлений, появившихся в старших классах: математическое, естественное, гуманитарно-классическое, ново-гуманитарное.

В 1957г. На собрании Академии педагогических наук с докладом выступил профессор Гончаров Н.К. Он предложил в 8-10 классы ввести отделение с преобладанием предметов физико-математического и...