"Внешкольная" общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Скачать

Образование, как процесс обучения, просвещения, усвоения совокупности знаний, приобщения к культуре. Основные методы внеурочной работы. Внешкольная деятельность учителей и учащихся. Патронирование детей-сирот, ликвидация неграмотности взрослого населения.

Размер: 32,4 K
Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать

Другие файлы:

Политическая и социально-психологическая эволюция народного учительства Вятской губернии: 90-е гг. XIX в. - 1914 г.
В наибольшей степени рассматривается общественно-политическая деятельность низшего пласта вятской интеллигенции - народного учительства, в частности у...

Мир русской провинции в письмах И.С. Аксакова
Исследование и факторы формирования понимания Аксаковым провинции через его отношение: к ее духовной жизни, подъему народного духа, особенностям взаим...

Характеристика учительства как социальной группы в Украине
Роль личности учителя в образовании и его влияние на общество. Социальный статус и престиж данной профессии. Проблемы социально-профессионального разв...

Возможности и условия мотивации сотрудников социокультурной сферы
Современный менеджмент и его функции. Сущность понятий "культура", "социально-культурная сфера" и "социально-культурная деятельность". Особенности мен...

Дакия в эпоху римской оккупации
Книга повествует об образовании римлянами провинции Дакия.Обустройство провинции, ее экономическое положение и административная организация.Оставление...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

«Внешкольная» общественная деятельность учительства в социокультурной жизни провинции в СССР

Образование, как процесс обучения, просвещения, усвоения совокупности знаний, приобщения к культуре, в широком смысле слова является важным фактором развития цивилизованного общества и государства. Экономическое состояние общества, социально-политическая ситуация, ценностные ориентации, господствующая мораль и идеология в числе основных факторов оказывают мощное воздействие на функционирование и развитие системы формирования личности. В любом государстве и обществе существует определённый эталон нужного ему человека. Идеологическая направленность всей работы школы диктовала свои определенные требования к деятельности учителя, как на уроках, так и во внеурочное время.

Практически все учителя были классными руководителями, осуществляли как учебную, так и внеклассную работу. Из воспоминаний Суворова Андрея Андреевича, учителя истории Ореховской средней школы Костромской области: «Большая роль принадлежала классному руководителю. Он подводил итоги учебы класса, отчитывался перед администрацией. В плане урока была воспитательная минутка, где прослеживалась связь с районом, областью. Под его руководством, а так же учкома и комитета комсомола, в школе выходили стенгазеты. Отстающих учеников рисовали в виде черепахи и выдавали им знамя из рогожи».1

У заинтересованных и подготовленных к работе учителей были достаточно интересные методы внеурочной работы по своим предметам. Преподаватели географии практиковали «путешествия по карте», например, из Кирова до Сталинграда, с заданием рассказать - какая встречалась погода на пути, какой климат и т.п. Осуществлялось практическое ознакомление учащихся с глазомерной съемкой местности: применялось умение пользоваться топографическим планом, ориентацией на местности по компасу, солнцу и полярной звезде. Проводились экскурсии на природу, учащиеся посещали метеорологическую станцию, где знакомились с приборами для изучения природы. Это позволяло увидеть применение знаний на практике.Учителя организовывали классические экскурсии с целью изучения истории областных и районных центров. Только Ярославль в течение 1949 г. посетило 113 групп школьников из различных районов области.

Во внеурочное время учителя вместе с учениками изготовляли наглядные пособия (например, формы рельефа земной поверхности), организовывали просмотры кинофильмов на исторические темы. Преподаватели составляли головоломки, шарады, географические задачи, которые ученики решали на проводившихся олимпиадах. Были организованы совместные выпуски художественно оформленных научных викторин. Часто проходили практикумы по пению, рисованию, физкультуре. Учащиеся делали доклады и контрольные работы по темам: «Природные богатства Украины», «Города Поволжья», «Черты сходства и различия в экономике Севера и Юга США», «Поездки на пароходе от Ярославля до Астрахани» , которые зачитывались и обсуждались на школьных и межшкольных конференциях.

В некоторых районах возникали свои традиции в работе, например, в школах Нейского и Парфеньевского районов Костромской области ежегодно проводили «Неделю сада».3

Ярославские учителя также использовали разнообразные формы и виды внеурочной деятельности: составление хронологических карточек, словарных плакатов, активно развивалась краеведческая работа, индивидуальная работа с отстающими и одаренными учениками.4 Там, где учителя подходили к своей работе творчески, внеклассная деятельность преподавателей носила гораздо более совершенный характер. Учителя школы №11 г. Щербакова организовывали сильных учеников на помощь отстающим, которые среди пионеров осуществляли контроль выполнения домашних заданий. Преподаватели совместно с учениками выпускали школьную газету «Рупор школы», в которой освещали политическую жизнь страны и международное положение в мире, знакомили с успеваемостью в классах и внеклассной работой, проводимой в школе, развивали критику, отмечали знаменательные даты, связанные с выдающимися событиями, с великими именами политических деятелей, ученых' и т.п.

В большинстве школ существовали свои газеты, это была настенная печать. Для некоторых учеников это был важный источник информации, т.к. в большинстве семей не было ни радио, ни газет. В Костроме и Ярославле постоянно проходили смотры лучших школьных стенных газет городов и районов соседних областей. В Ярославле в 1950 г. провели не просто смотр, а пригласили работников газеты «Северный рабочий», которые для членов школьных редколлегий прочитали курс лекций: «Как должна работать школьная редколлегия?», «Что должна отражать газета школы?», «Какие положительные и отрицательные стороны имеют представленные на выставку газеты школ?»2 и т.п.

Нужно отметить, что такая работа значительно раздвигала рамки школы, способствовала сближению учителей и учеников, формировала умения взаимодействовать с разными людьми, активность и неравнодушие учащихся. Учитель в этой ситуации был связующим звеном между школой и обществом, как в широком, так и в узком смысле.

Внеклассная работа велась, прежде всего, через кружки. В маленьком Кадыйском районе Костромской области из 2222 учащихся в 49 кружках 31 школы было занято 807 человек:

Всего же в 14 районах Костромской области из 43 229 человек в 1946 г. в кружках участвовало 14 483 человека. Хоровые и драматические кружки обеспечивали выступлениями не только школьные праздники, но и почти все концерты в городских и сельских клубах, приуроченные к датам «красного календаря». Конечно, о профессиональном обучении пению и драматическому искусству здесь речь не идет, так как учителя-руководители не являлись специалистами. Часто они лишь направляли детскую самодеятельность, причем музыкальные инструменты в этих кружках были лишь в школах г. Костромы, да и то не во всех. Художественные кружки иногда было проще бы назвать кружками чтения. На них собирались после уроков, где учителя сами зачитывали отрывки из тех или иных произведений. Это было близко к внеклассному чтению и служило углубленному изучению программного материала. Похожая ситуация возникала и на исторических, географических и других кружках, которые создавались по предметам школьной программы.1

В Ярославской области работа в кружках по предметам тоже носила продуктивный и насыщенный характер. Учительница математики средней школы №43 г. Ярославля Осипова в математическом кружке, для учащихся 7-х классов, организовала решение занимательных задач и разработку познавательных докладов на такие темы: «Числовые суеверия», «Великие математики», «Примеры занимательной математики» и т.п. Она регулярно организовывала математические вечера. Как сообщалось в отчете об итогах работы школ Ярославской области за 1-е полугодие 1946-47 учебного года аналогичные мероприятия учителями физики, химии, истории, географии школ Ярославля и области «...проводилась регулярно и плодотворно».1

В Костромской области можно особо отметить деятельность кружков юннатов. Учащиеся средних школ Сусанинского района, посещавшие этот кружок, знакомились с уходом за плодовыми садами, собирали семена яблок на пришкольных участках и, засеяв их, выращивали новые деревья. Ребята собирали гербарии дико растущих трав, гербарии по морфологии цветковых растений, культурных злаков. Весной ученики под руководством учителей выращивали рассаду для школьного цветника, засаживали участки яровизированного картофеля, голозерного ячменя и овса. За посевами велся уход и наблюдение.2

Внешкольная деятельность учителей и учащихся часто была направлена на конкретные результаты. Реальную помощь Костромскому лесхозу оказывали две бригады школьников, которые ухаживали за лесокультурными посадками на площади-35 га.3

Учителя сельской местности вместе с учащимися оказывали большую помощь колхозам. В 1948 году учителя Нейского района за лето выработали 1627 трудодней, выжато вручную площадь 27 га.4 Под руководством учителей в некоторых районах пионеры брали шефство над животноводческими фермами, где за каждым был закреплен свой питомец.5

В г. Ярославле в 1949 г., при Дворце пионеров, был организован «Клуб любознательных ребят», руководителями которого были лучшие учителя города. Цель клуба - поднять интерес учащихся к науке, искусству, технике, литературе, краеведению. В школы рассылались вопросы-задания, чтобы выполнить их, необходимо было прочитать много литературы, провести беседы с пожилыми людьми о прошлом своей области, города, колхоза, приложить немало усилий для изготовления той или иной «самоделки» и т.п. Численность Клуба на март 1948 г. составляла 5513 человек.1

Одной из форм внеклассной работы учителей с учащимися были лектории, которые устраивались как в школе, так и в Доме пионеров. Темы лекций -разные: научного, исторического, литературного и другого характера. Их посещало в среднем от 100 до 300 человек. К конкретным датам и юбилеям организовывались школьные вечера, осуществлялся просмотр кинокартин и театральных постановок с последующим их обсуждением.

При школах №№18, 26, 31 г. Костромы были созданы три туристических отряда, которые периодически совершали походы за пределы Костромы и включились во всесоюзное движение под девизом: «Путешествие по родному краю».2 Большое внимание уделялось развитию физкультуры и спорта. Часто спортивные и другие мероприятия проходили в каникулы на базе клуба «Красный ткач»3.

Активное участие принимали учителя и в библиотечной работе. Правда, библиотекари имелись только в крупных школах города. В остальных же учебных заведениях учетом и выдачей книг занимались сами преподаватели. Работа была не из легких. В 1949 г....