Сущность и эволюция парадигм естествознания

Скачать

Состояние естествознания в мировоззренческом плане. Классификация познаний по отраслям: естественные, технические, социальные, гуманитарные. Рассмотрение современной картины мира. Возможность использования на практике законов, сил и веществ природы.

Размер: 60,7 K
Тип: реферат
Категория: Биология
Скачать

Другие файлы:

Концепции современного естествознания.
Учебное пособие по курсу "Концепции современного естествознания" включает 7 глав: Развитие естествознания; Пространство и время. Энергия; Эволюция Все...

Концепции современного естествознания.
Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - 474 с. Учебное пособие по курсу "Концепции современного естествознания" включает 7 глав: Ра...

Периодизация парадигм
Обзор процесса развития концепций по смене парадигм, вопросов об отношении сознания к материи. Анализ взаимосвязи классической и постклассической пара...

Метафизика и метаморфозы естествознания
В своем безостановочном беге сквозь века и смены парадигм естествознание создаёт пеструю картину окружающего мира. На одном и том же фактически матери...

Концепции современного естествознания
В учебнике рассматриваются важнейшие концепции современного естествознания: этапы развития естественно-научной картины мира, современные представления...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Астраханский Государственный Технический Университет

Кафедра: "Культурология и философия"

Реферат

на тему "Сущность и эволюция парадигм естествознания"

Выполнил:

Амельченко А.О.

Проверил:

проф. Корабущенко П.Л.

Астрахань

Содержание

Введение

1. "Парадигма Естествознания" - сущность понятия

2. Взаимодействие естественнонаучного знания и философского

3. Периодизация истории естествознания

4. Современная картина мира

Заключение

Список литературы

естествознание мировоззренческий познание природа

Введение

Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера.

Цели естествознания:

· находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления,

· раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.

Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

В мировоззренческом плане, Естествознание как система научных знаний играет фундаментальную роль и состояние Естествознания в конкретно исторический период определяет доминирующую систему взглядов в обществе на природу, в широком смысле слова, и методы ее познания. Знания можно разделить на отрасли, в каждой из которых выделить конкретные направления познания, так познания человечества по отраслям подразделяются на:

· естественные (физика, химия, биология и т.д.)

· технические (машиностроительные, архитектурные, микроэлектроника и т.д.)

· социальные и гуманитарные науки (культурологические знания, социологические, политологические и т.д.)

Как видно из приведенной выше классификации познаний, знания в области физики, формируют блок естественных знаний человечества о природе и в силу этого играют решающую роль в формировании мировоззрения, с учетом развития других отраслей знания, в совокупности формируя идеологическую надстройку общества, которая формирует "современное" видение картины мира.

Естествознание, как в целом и наука, является частью общечеловеческой культуры, что предполагает необходимость выявления социокультурных детерминантов научного знания. Стремление к созданию общей теории естествознания на фоне интеллектуальной атмосферы той или иной эпохи, как части истории культуры, привело к формированию культурно-исторического подхода к анализу развития науки, в рамках которого были выработаны понятия культурного фона, стиля мышления, научной картины мира, типа научной рациональности

1. "Парадигма естествознания" - сущность понятия

Слово "естествознание" (естество - природа) означает знание о природе, или природоведение. В латинском языке слову "природа" соответствует слово natura, поэтому в немецком языке, ставшем в 17-19 вв. языком науки, все о природе стали называться "Naturwissenchaft". На этой же основе появился и термин "натурфилософия" - общая философия природы.

Первоначально все знание о природе действительно относилось к физике (в древности - "физиология"). Так Аристотель (III в. до н.э.) называл своих предшественников "физиками" или физиологами. Физика, таким образом, стала основой всех наук о природе.

В настоящее время имеются два определения естествознания.

1. Естествознание - наука о природе, как о единой целостности.

2. Естествознание - совокупность наук о природе, взятое как единое целое.

Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности, т.е. множестве наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

Целью естествознания, в конечном счете, является попытка решения так называемых "мировых загадок" (сущность материи и силы, происхождение жизни, возникновение ощущения и сознания), сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем и Э.Г. Дюбуа-Реймоном.

Естествознание, развиваясь приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен. Наши знания можно сравнить с расширяющейся сферой. Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с неизвестным. Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем.

Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

Общий ход развития науки, в том числе и естествознания включает три основные ступени познания природы и мира в целом:

· Непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого (греческая натурфилософия);

· Анализ природы, расчленение ее на части (характерно для позднего средневековья и начало Нового времени);

· Воссоздание целостной картины на основе познанных частностей, соединение анализа с синтезом (характерно для зрелого периода развития науки).

В настоящее время выделяются три основные модели развития науки:

1. эволюционная (кумулятивная), т. е. развитие науки как непрерывный, поступательный, прогрессивный процесс;

2. революционная - развитие науки через научные революции.

3. Кейс стадис - ситуационные исследования. Это относительно новое направление в развитии науки, разрабатываемое с 70-х годов нашего столетия. Используется большей частью в гуманитарных науках. Применительно к истории - это изучение наиболее значимых событий несколько изолированно, а не как этап, ведущий к современному состоянию. Кейс стадис допускает одновременное существование разных теорий и даже парадигм.

4. Долгое время в развитии науки преобладала эволюционная модель, основанная на накоплении знаний, но в середине XIX в. в науке начинают формироваться новые теории, принципиально отличающиеся от предшествующих. Т. Кун пересмотрел понятие сущности науки и предложил рассматривать науку не как простое приращение знаний, а как комплекс знаний, соответствующей эпохи.

Парадигмы-- признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Т.е. это система понятий, производных от ограниченного числа основополагающих понятий. Так, в парадигме механики основополагающими понятиями являются три пространственных координаты, масса и время, в парадигме химии - атом и молекула, в парадигме генетики - ген и группа сцепления и т.д.

Следует уточнить, что термин "парадигма" используется в книге Т. Куна в двух различных смыслах:

1. это вся совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества, -- социологический смысл термина;

2. с другой стороны, парадигмы рассматриваются как образцовые достижения прошлого.

Парадигма в течение определенного времени служит теоретической основой научного миропредставления.

Введение понятия парадигмы позволяет рассматривать процесс развития науки не как простое накопление отдельных открытий и изобретений или простой прирост знаний, а как процесс, условно разделенный на этапы, каждый из которых имеет два периода.

Первый период назван Куном периодом нормальной науки, второй период -- периодом научной революции. Эти периоды сменяют друг друга.

Понятие парадигмы у Куна тесно связано с категорией "научного сообщества". Научное сообщество состоит из людей, признающих данную парадигму, в свою очередь, парадигма -- это то, что членов научного сообщества объединяет. "Парадигмы -- образцы" формируют способ видения, проверенный временем и разрешенный научной группой, определяют тем самым "стиль мышления" ученого. И непременно оказывают серьезное, в ряде случаев интуитивное влияние на направленность научных поисков при решении головоломок. Период нормальной науки знаменуется успешным решением головоломок научным сообществом в рамках принятой парадигмы. Смена научных парадигм происходит в связи с кризисом в науке и знаменует собой научную революцию.

Революция в науке - явление многогранное, но...