Этические учения Древнего Рима

Скачать

Теоретические проблемы нравственности в античной философии и варианты их решения. Этические учения Древнего Рима. Новые формы общественной жизни. Потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.

Размер: 26,5 K
Тип: контрольная работа
Категория: Этика и эстетика
Скачать

Другие файлы:

История развития этики
История этических учений. Этические учения древнего мира. Этические учения средневековья. Особенности и основные проблемы этики Нового времени. Этичес...

Конструкция дорог Древнего Рима
Дороги как торговые пути, способствующие развитию Древнего Рима, его культуры и цивилизации. Знакомство с особенностями конструкции дорог Древнего Рим...

Культура Древнего Рима
Особенности и обстоятельства формирования культуры Древнего Рима, этапы ее развития и значение в истории человечества. Религия, мифология и философия...

Античная философия (2-е изд.)
В книге подробно анализируется философия древнегреческого Востока и Запада эпохи развития рабовладельческой демократии: освещается возникновение идеал...

Хрестоматия по истории древнего Рима
Хрестоматия преследует цель осветить процессы становления, развития и гибели рабовладельческого способа производства на примере истории древнего Рима....


Краткое сожержание материала:

Содержание

Введение

1. Этические учения Древнего Рима

2. Основные проблемы и типы этических учений

Заключение

Словарь терминов

Список используемой литературы

Введение

Становление и развитие нравственно-этических уче-ний в Древнем Риме знаменует качественно новый этап в развитии этики. Главным отличием от цивилизаций Древнего Востока, определившим новый тип развития античного Рима стало значительно более интенсивное и динамичное разложение родового общества, становление классового общества, появление частной собственно-сти, государственной власти, формирование политических, демократических по своей сути институтов управления. Новые формы общественной жизни вытесняли родоплеменные отношения, старые обычаи и традиции. Воз-никла потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.

1. Этические учения Древнего Рима

Предпосылки античной этики создавались на про-тяжении многих столетий в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, мифах и сказках. Моральное учение формировалось как житейская мудрость, требо-вавшая определенной гармонии, порядка, меры.

Т.Н. Кузьменко выделяет следующие характерные черты античного мировоззрения:

1. Преобладание эвдемонистических мотивов в нрав-ственных исканиях античных мыслителей (по их мне-нию, добродетельный человек должен быть счастлив).

2. Идея гармонии, частным случаем которой является гармония духовного и телесного. Аскетизм и мона-шество не относятся к отличительным чертам клас-сической античности, хотя они ей и известны. Она не стремится, как это было принято в Древней Индии, радикальным путем избавиться от иллюзорной мате-риальной оболочки для слияния с Абсолютом. Наобо-рот, античность демонстрирует малознакомый другим культурам асексуальный культ тела.

3. Социальная ориентированность этического мышле-ния, взаимосвязь этики и политики. Гражданские доб-родетели высоко ценятся как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. Важную роль играют демократи-ческие ценности. Однако государство для античнос-ти, в отличие от Древнего Китая, не самоцель. Это подтверждает и определенная эволюция социально-этических идей. В ранней античности распространено представление о единстве индивида и государства, в поздней возникает противопоставление внутреннего мира человека и его социального бытия.

4. Главной характеристикой античного этического ми-ровоззрения является его рациональность. Для соеди-нения с высшим Благом, с трансцендентным, потус-торонним миром античному человеку не надо было преодолевать материю или создавать совершенное об-щество: он осуществлял это при помощи разума. Трансцендентный мир для античности умопостигаем, носит название «умного» места. Человек в состоянии достигнуть этого места самостоятельно, что утверж-дает ценность человека как такового в античной эти-ке, его нравственную самодостаточность и автоном-ность. Отсюда представление о добродетельном че-ловеке, как человеке знающем, а о нравственном по-ведении -- как поведении разумном. Существует определенная связь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удо-вольствием.

5. Античность подарила мировой культуре такую фор-му общественного знания, как наука. Эмпирические знания о природе, обществе и человеке существовали и в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае и т.д. Однако только в Древней Греции благодаря общей рационалистической установке эти знания были отделены от мифологии, систематизированы, обоб-щены в форме теории. Теоретическое обоснование по-лучила и нравственность, именно в Греции возникает наука о морали -- этика.

Первые попытки философского обобщения мораль-ных процессов мы находим в ранних литературных па-мятниках европейской культуры -- поэмах Гомера, Гесиода, изречениях Семи мудрецов.

Гесиод является первым моралистом в истории евро-пейской культуры. В своей назидательной поэме «Труды и дни» он дает обстоятельную эмоциональную характе-ристику добродетелей (бережливость, трудолюбие, пун-ктуальность) и пороков. В его творчестве есть аналог «зо-лотого правила нравственности»: «зло на себя замышля-ет, кто зло на другого замыслил».

Формирование нравственных норм получает дальней-шее развитие в изречениях так называемых семи мудре-цов (Фалеса, Солона, Периандра, Клеобула, Хилона, Бианта, Питтака). Мудрецы имеют дело уже не с реальными людьми и их отношениями, но с нравственными нормами, существующими как бы сами по себе. Предпи-сания мудрецов требуют от человека самоограничения («ничего слишком», «мера-- лучше всего» и т.п.), слу-жения интересам государства («государству советы давай наилучшие» и т.п.), уважения к авторитетам и обычаям («богам -- почет, родителям -- честь», «старость чти», «о богах говори, что они есть» и т.п.). Отметим, что на этом этапе нравственные размышления еще лишены философ-ского обоснования, они являются обобщением норма-тивных поисков обыденного сознания.

Следующий этап развития нравственной рефлексии связан с первыми греческими философами - Анаксимандром, Гераклитом, Пифагором, Эмпедоклом, Парменидом и др. (VII-V вв. до н.э.). Эти мыслители в своих учениях поднялись на новый уровень этической абстрак-ции. Они обосновывают первичность, в том числе и нрав-ственную, некой единой первоосновы, противопоставляя ей многообразие мира. Мыслители-натурфилософы го-ворят о нравственности как о космическом начале, регу-лирующем человеческое поведение.

Новый этап в развитии нравственного сознания Древ-ней Греции представлен деятельностью учителей мудро-сти - софистов (V в. до н.э.).

Учение софистов отражает их сомнения в самом пред-мете этики -- нравственности, поскольку они на основе богатого эмпирического материала отметили существен-ное различие законов, обычаев и нравов как в самой Греции, так и в других странах. Возникла проблема мораль-ного критерия. Традиционные нравственные нормы становятся объектом критики.

Чтобы объяснить разнообразие и изменчивость обыча-ев, один из первых (старших) софистов, Протагор, утвер-ждает: «Человек есть мера всех вещей». Человек не про-сто реализует какие-то незыблемые нравственные законы, а сам их создает. Таким образом, софист обосновывает право человека смотреть на окружающий мир сквозь при-зму своих - человеческих - целей и интересов.

Просветительская деятельность софистов, направлен-ная против морального догматизма, имела ярко выражен-ный гуманистический смысл: в центре их внимания всегда человек (как самодостаточная ценность), имеющий право на нравственное творчество.

Софисты положили начало этике как философской дисциплине, указали на общественный, человеческий ха-рактер морали и в самом общем виде обозначили пред-мет этики, задали научно плодотворное и социально про-грессивное направление зарождающейся этике - ориен-тировали ее на критическое отношение к принятым в обществе моральным образцам поведения, на изучение моральных ценностей в их соотнесённости с конкретны-ми историческими условиями и интересами индивидов.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) стремился найти надеж-ную основу для нравственности, обосновать ее объ-ективные, общезначимые характеристики. Он справедливо полагал, что без единой системы нравственных ценностей, имеющих для людей одинаково положенное содержание, носящее устойчивый и общеобязательный характер, об-щество окажется в опасности.

Первым несомненным положением этики Сократа яв-ляется признание традиционной для античного обществен-ного сознания связи понятий блага и добродетели с по-нятиями пользы и счастья. Сократ в споре с Протагором говорит, что благо - не что иное, как удовольствие, и зло - не что иное, как страдание. Все люди, говорит Со-крат, стремятся к удовольствиям и избегают страданий, но что конкретно для них является удовольствием и стра-данием - это довольно сложный вопрос. Зачастую быва-ет, что человек стремится к удовольствию, а приходит к страданию. Поэтому, считает Сократ, прежде чем желать получить удовольствие, надо быть уверенным, что это будет именно удовольствие. А для такой уверенности не-обходимо знание, и оно достижимо.

Второе положение этики Сократа: знание, добро и сча-стье тождественны.

По мнению Сократа, человек делает зло только по неведению. По своей же воле человек не совершает не-благовидных поступков. Того, кто познал, что есть доб-ро, а что есть зло, никто не заставит творить зло. По Со-крату, добродетель мужества -- это понимание того, что страшно и что не страшно, умеренность -- есть знание о том, как обуздывать страсти. Мудрость есть знание о том, как следовать законам. Таким образом, все добродетели у Сократа пронизаны разумностью. Если этой разумнос-ти недостаточно, то речь не может идти о добродетели.

Сократ считал, что поскольку добродетели основаны на знании, то им можно научиться. Вместе с тем под знанием добродетели Сократ понимал не обычное профессиональное знание, которое передается посред-ством простого научения, а определенное состояние со-знания, представляющее собой единство знания и лично-стного отношения к нему, то, что сейчас называется убеж-дением. Такое знание, по мнению Сократа, изначально заложено в душе человека, и задача учителя заключается в том, чтобы вывести это знание из глубины души на поверхность, дать возможность осознать это человеку.

Кроме того, Сократ известен тем, что определяет нрав-ствен...