Нравственный облик государственного служащего

Скачать

Законодательные требования, предъявляемые к служебному поведению государственных служащих. Критерии и принципы этики государственной службы. Методы отбора кандидатов на вакантную должность, анализ их нравственного облика по результатам анкетирования.

Размер: 160,9 K
Тип: курсовая работа
Категория: Этика и эстетика
Скачать

Другие файлы:

Факторы формирования имиджа государственного служащего
Определение понятия имидж государственного служащего. Носители имиджа государственной организации. Организационная культура как фактор, формирующий им...

Государственный служащий: проблемы этики, компетенции и ответственности
Правовой статус государственного служащего в РФ. Особенности прохождения государственной гражданской службы. Требования к служебному поведению граждан...

Государственный служащий и его административно-правовой статус. Классификация государственных служащих
Понятие государственного служащего и классификация госслужащих. Законодательство о государственной службе. Правовой статус государственного служащего....

Права и обязанности государственного служащего
Права гражданского служащего, корреспондируемые его обязанностям. Реализация права гражданского служащего на внесение предложений о совершенствовании...

Мотивация, имидж и менталитет государственного служащего
Специфика формирования профессионального имиджа и структуры менталитета госслужащего. Взаимосвязь менталитета и имиджа государственного служащего. Хар...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

56

Содержание

Введение

Глава 1. Нравственный облик государственного служащего. Требования к служебному поведению

1.1 Законодательные требования

1.2 Этика государственной службы. Требования, предъявляемые к государственному служащему

1.3 Понятие нравственных критериев отбора на государственную службу

Глава 2. Нравственный облик современного государственного служащего в органах государственной службы

2.1 Методы отбора на государственную службу

2.2 Влияние этических норм при отборе кандидатов на государственную службу, нравственный облик государственного служащего

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Тема настоящей работы - «Нравственный облик государственного служащего», тесно соприкасается с понятиями нравственность, духовность, культура... Над этими понятиями мы задумываемся все чаще, размышляя о путях становления новой российской государственности, о дальнейшем реформировании государственной службы.

Сегодня каждому здравомыслящему человеку понятно, что без опоры на прочные нравственные основания реализовать идеи демократии и социальной справедливости невозможно, их забвение чревато большими личностными и социальными трагедиями. Никакими общими рассуждениями типа «государственный аппарат должен служить людям, быть открытым и демократичным», «государственный служащий должен быть честным, принципиальным, заботиться об общественных интересах, не брать взяток и не использовать свое служебное положение в корыстных целях» делу не поможешь.

Актуальность исследования заявленной темы обоснована тем, что духовно-нравственные проблемы столь сложны, неоднозначны и так трудно поддаются какой-либо формализации, что практически невозможно дать в этом отношении конкретные рекомендации, создать какие-либо схемы и структуры. Не случайно право на существование этики государственного служащего как научной дисциплины, а, следовательно, и специального учебного предмета, обсуждается давно и вызывает немало споров. Так в настоящее время под этикой государственной службы понимается вид профессиональной этики, вместе с тем ее можно трактовать как науку о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организациях, в данном случае в аппаратных структурах государственной власти и местного самоуправления. Вопросы этики приобретают значимое влияние не только в повседневной деятельности государственного служащего.

Под этим углом зрения и следует изучать нравственные основы государственной и муниципальной службы, анализировать нравственное сознание и нравственное поведение служащих, а также нравственный облик самого государственного служащего.

Главная задача изучения нравственных проблем государственной и муниципальной службы заключается в том, чтобы через познание природы и специфики общих моральных принципов исследовать основные тенденции и закономерности нравственного развития аппарата современного Российского государства, определить основные нравственные требования к служащим управленческих структур.

Теоретической основой работы стало изучение существующей нормативно-правовой базы о государственной службе в РФ, особое внимание уделено правовому анализу Федеральных Законов №104 от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации» [3] и №79 от 02.08.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4]. Также проанализированы основные подзаконные акты Указы Президента N 111 от 01.02.2005 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», №885 от 12.08.2002 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [5]. Также значительное внимание уделено специальным научным исследованиям в указанной сфере [7; 11; 17; 20; 23; 31; 32].

Целью данной работы является анализ нравственного облика государственного служащего.

Для выполнения поставленной цели в аттестационной работе решаются следующие задачи:

1. дать понятие государственной службы в законодательстве РФ и определить принципы государственной гражданской службы;

2. определить законодательные требования, предъявляемые к служебному поведению государственных служащих;

3. дать понятие нравственных критериев отбора на государственную службу;

4. выявить значение критериев нравственности в кадровой работе;

5. проанализировать представления государственных служащих о нравственном облике современного государственного служащего.

Решение этих задач позволит нам выявить сущность, роль и место морали в системе государственно-управленческих отношений, анализировать моральное состояние персонала государственной и муниципальной службы в целом, а также теоретически обосновать и раскрыть содержание моральных требований и идеалов, принципов и нравственных норм, присущих системе государственного и муниципального управления, проанализировать наиболее типичные для аппарата государственного управления нравственные ситуации, конфликты, предложить эффективные способы их преодоления.

Работа состоит из двух глав, каждая из которых поделена на пункты, соответствующие тематике, заявленной в названии главы. Такое деление представляется наиболее уместным для всестороннего анализа обозначенной в названии работы темы.

Глава 1. Нравственный облик государственного служащего. Требования к служебному поведению

1.1 Законодательные требования

Закон является инструментом кадровой политики в органах государственной власти, на его основе происходит формирование кадрового состава гражданских служащих и регулируется их деятельность.

Отношение к включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных норм и требований - это формальное, искусственное действие [29].

Другая точка зрения заключается в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.

Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17) (Закон «О государственной гражданской службе»). [4]

Необходимо отметить, что сложности при практической реализации положений Закона о служебном поведении и отбора на профессиональную государственную службу связаны с:

субъективностью и поливариантностью оценки моральных, этических, нравственных категорий;

отсутствием интеграции современного российского общества посредством единой морали, отрицанием сложившихся ранее нравственных норм и ценностей;

невозможностью учесть весть спектр поведенческих стратегий и сложностью определения адекватных санкций за нарушение требований к служебному поведению.

Требования к служебному поведению включают в себя три типа нравственных норм:

а) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);

б) запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);

в) рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).

В законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести.

Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Одним из наиболее известных является Моральный кодекс американского общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения служащих [18].

Следует подчеркнуть, что для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы.

Требования предъявляемые к служебному поведению гражданского служащего содержатся в ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе». [4] К недостаткам ст. 18 Закона можно отнести то, что по сути не...