Духовность как фактор национальной безопасности Российской Федерации

Скачать

Понятие духовности как основной сущностной характеристики личности. Определение двух стволовых ценностных ориентаций духовности. Основной способ обеспечения защиты общественного сознания и ментальных основ жизнедеятельности современного общества.

Размер: 32,3 K
Тип: реферат
Категория: Этика и эстетика
Скачать

Другие файлы:

Духовность как фактор национальной безопасности

Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности РФ
Понятие экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, ее краткая характеристика. Критерии и показатели экономи...

Национальная безопасность Российской Федерации
Сущность и понятие национальной безопасности, ее базовые принципы и основные составляющие. Характеристика национальной безопасности Российской Федерац...

Угрозы национальной безопасности в международной сфере
Проблема национальной безопасности в системе государственной политики. Угрозы и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации. Военные угр...

Национальная безопасность и ее роль в стабилизации экономики
Безопасность - социальное явление и категория теории национальной безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Угрозы нацио...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра управления

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Этика государственной службы и государственного служащего»

на тему

«Духовность как фактор национальной безопасности Российской Федерации»

Выполнил

Д.А. Джанвелян, студент 4-го курса

очной формы обучения факультета

таможенного дела, группа ДС 2.2

Проверил: Р. П. Жирков

канд. мед. наук, доцент кафедры

Люберцы 2013г.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие духовности как основной сущностной характеристики личности весьма сложно и многообразно и зависит от того, с каких мировоззренческих позиций к нему подходить.

В словаре В. Даля "духовность" определяется как состояние, относимое к Богу, вере, душе человека и отражающее все его умственные, нравственные силы и волю. В секуляризированном, то есть в безрелигиозном обществе духовность чаще всего отождествляют с нравственными началами общественной жизни и моральными нормами поведения человека. Ее выражение видят в нравственной культуре, нравственном сознании, и обретение духовности чаще всего предполагается через интеллектуальное познание, эстетическое развитие.

В марксистско-ленинском лексиконе духовность определялась как высокие моральные качества человека. К. Маркс духовность выводил из материального производства, которое есть его базис. "Духовность - это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех областях общественной жизни". Отождествляя духовность с моралью, нравственностью, утверждалось, что она (мораль) поддерживается силой устоявшегося порядка, получает идейное обоснование в том, как подобает человеку жить и поступать, то есть включает моральную деятельность с точки зрения ее содержания и мотивации; моральные отношения, регулирующие эту деятельность; моральное сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений. В итоге делается вывод о ее классовости и историчности. С подобной трактовкой морали (но не духовности) нельзя не согласиться. Действительно, что с позиций одного общества, одной цивилизации представляется аморальным, с другой - вполне одобряемым и даже возведенным в норму и пронизывающим деятельность, отношение и сознание личности, принадлежащей к той или иной группе, обществу, цивилизации.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена явным возрастанием рисков и угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни общества, которые теперь не менее значимы, чем военно-политические и экономические угрозы.

Духовная безопасность (включая ее культурно-исторические, информационно-психологические, религиозные, идеологические, научные, образовательные и другие компоненты) как одна из комплексных составляющих национальной безопасности является наиболее уязвимой с точки зрения деструктивного внутреннего и внешнего воздействия. Поэтому одной из основных целей системы обеспечения национальной безопасности должно быть решение задач по защите духовности современной России. Особенно это актуально в условиях существующего в российском обществе духовного (нравственного, интеллектуального, эстетического) кризиса, к настоящему времени фактически перешедшего в стадию регрессирующей эволюции, поскольку в обществе пока не преодолены идеологические и социально-экономические противоречия.

духовность ценность сознание ментальный

1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ

Духовность - совокупность проявлений духа в мире и человеке.

В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом. На уровень и состояние духовности общества влияют многие факторы. Как бы это не казалось неожиданным, но один из них, это реклама в средствах массовой информации. Являясь инструментом влияния на сознание, пропагандируя определенный стиль жизни, реклама, в зависимости от ее наполнения, либо несёт определённый заряд духовности, либо разрушает ее, пропагандируя высокомерие, неуважение, потребительское отношение к жизни.

Духовность -- традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность -- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Духовность и материальность -- две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций -- духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности. Неслучайно потребности по направленности на объект чаще всего разделяют или на материальные, или на духовные. Таким образом, существует один вид осевых ценностных ориентаций -- духовность - материальность. Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и т. д. Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных:

- инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный;

- инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский.

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие -- приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного.

«Эмоции удовольствия и неудовольствия филогенетически являются наиболее древними, они направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. Второе по значимости желание -- стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом -- интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство.

Итак, существует два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса.

Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе - карьеризмом. Поэтому существуют две стволовые ценностные ориентации материальности - гедонизм и карьеризм.

Гедонизм - ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального физиолого-психологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму антисоциального поведения. (Карьеризм - ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам.

Все средства хороши для животного, когда оно борется за возможность получать удовольствие и биологическую доминантность. В животном мире нет понятий: «плохо брать чужое», «нельзя врать и обманывать», «нельзя прелюбодействовать» и др. Наоборот, если кто зазевался, надо утащить его добычу. Если с помощью хитрости получается взять добычу конкурента, то природа благоволит такому экземпляру. Стремление к воровству вообще заложено в природе животных. Животное часто ворует только ради осуществления самого процесса воровства, даже когда оно не голодно. А уж прелюбодействовать надо максимально. Таковы законы развития всего живого. Животное, которое не следует этим законам, обречено.

Материальность и, соответственно, материальные потребности роднят человека и животного, т. к. материальные потребности есть продолжение биологической природы человека. Поэтому в человеческой прир...