Дендизм в контексте культуры (литературные источники)

Скачать

Возникновение и развитие дендизма в XVIII – XІX вв. Дендизм: возникновение, развитие и основные принципы. Денди как культурно-аристократическая личность. Развитие дендизма в России. Образ денди в произведении А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Размер: 67,9 K
Тип: дипломная работа
Категория: Этика и эстетика
Скачать

Другие файлы:

Дендизм в контексте культуры(литературные источники)
На протяжении двух лет изучения этой темы я могу утверждать, что добилась некоторых результатов в исследовании дендизма, например, мне удалось скоррек...

Изучение богочановской культуры
История изучения богочановской культуры в контексте археологических исследований в Зауралье и Западной Сибири, ее хозяйство. Археологические источники...

Богочановская культура VI–II в.в. до н.э. и ее анализ в свете новых материалов
История изучения богочановской культуры в контексте археологических исследований в Зауралье и Западной Сибири. Археологические источники по раннему же...

Ориген: проблема взаимодействия религии и философии
В монографии освещается проблема формирования христианской культуры в рамках античности, механизмом которого явилось взаимодействие таких феноменов ку...

Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных
Автор использует богатый документальный материал, данные археологических раскопок, древние литературные источники и воссоздает подробную картину культ...


Краткое сожержание материала:

53

Министерство образования Российской Федерации

Российский Государственный Педагогический университет им.А.И.Герцена

Факультет философии человека

Кафедра этики и эстетики
Допустить к защите в ГАК
"____"_____________2004
___________________
Заведующая кафедрой
Проф. Валицкая А.П.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Дендизм в контексте культуры(литературные источники)
Автор работы Андреева Юлия Константиновна
Направление: гуманитарные знания
Профиль: культурология и философия

5 курс

Научный

руководитель Иванов В.Г. профессор _____________

Санкт-Петербург, 2004 г.

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………..4-5

I. Возникновение и развитие дендизма в XVIII - XІX вв.

1. Дендизм: возникновение, развитие и основные принципы. Денди как культурно-аристократическая личность…………………..6-11

2. Развитие дендизма в России. Образ денди в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»…………………………………...12-20

ІI. Отражение идей дендизма в литературе XІX века

1. Общая характеристика развития идей дендизма в литературе.

Понятие «модный» роман……………………………………........21-34

2. Трактовка принципов дендизма в творчестве Бенджамина Констана (на основе романа «Адольф»)………………………………...35- 41

3. Трактовка принципов дендизма в творчестве Оскара Уайльда (на основе романа «Портрет Дориана Грея»)………………………………….42-45

Заключение……………………………………………………………………46-47

Список литературы……………………………………………………………48-50

Приложение……………………………………………………………………51-55

Введение.

Появление денди и дендизма относится к 18 веку. Казалось бы, что может быть актуального в рассмотрении данного вопроса? Да, в 18-19 веках наблюдается появление и наивысший расцвет такого культурного явления в жизни общества как дендизм. Но в настоящий момент утрачено истинное понимание этого уникального феномена культуры. Ведь в изучении этой проблемы можно выделить два направления: общее, относящееся к дендизму лишь как модному направлению, возникшему лишь в сфере моды. При этом сама личность денди не ставилась в центр изучения (исключение составил Д. Бреммель). Второе - более углубленное, рассматривающее «дендизм как всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной…» Барбе д'Оревильи. Дендизм и Джордж Бреммель: Эссе/Пер. с фр. А.Райской. - М.: Независимая газета, 2000. - с.7.

.

На протяжении двух лет изучения этой темы я могу утверждать, что добилась некоторых результатов в исследовании дендизма, например, мне удалось скорректировать термины «денди» и «дендизм», выявить основные принципы поведения и мышления денди, переосмыслить эти понятия в этическом и эстетическом аспектах.

Целью же данной работы является осмысление принципов дендизма на основе литературных источников.

В связи с этим передо мной стоит ряд задач:

ь Раскрыть исторические особенности развития дендизма;

ь Зафиксировать место денди и дендизма в культуре;

ь Рассмотреть основные принципы мышления и поведения денди через призму литературы.

Результаты, полученные в данной работе, позволяют углубить теоретические знания в области культуры.

Материалы работы могут оказать определенную помощь при углубленной разработке уроков истории мировой литературы, а также истории мировой культуры не только в школе, но в других учебных заведениях, где в программе существуют эти дисциплины.

І. Возникновение и развитие дендизма в XVIII - XІX вв.

1. Дендизм: возникновение, развитие и основные принципы.

Перед тем, как начать рассмотрение явление дендизма в культуре и его отражение в литературе, я хотела бы представить некоторые определения данного феномена в различных источниках.

Так, в словаре иностранных слов дается следующая трактовка: «Денди - англ. (dandy) - изящный «светский» человек. Дендизм - 1) изысканность в одежде, манерах и обращении; 2) модное течение и литературное направление 19 в., отличавшееся изысканностью и представленное во Франции Барбе д'Оревильи, в Англии О.Уайльдом» Словарь иностранных слов. Под. ред. Т.М.Капельзона. - М.: Государственно-энциклопедическое издательство «Советская энциклопедия», 1933. - с.353-354..

По свидетельству немецкого исследователя Отто Манна «первоначально дендизм, похоже, был лишь феноменом модного общества» Манн О. Дендизм как консервативная форма жизни // Волшебная гора, №7 - М., 1998. - с.5..

Как видно в приведенных выше интерпретациях терминов денди и дендизм превалирует отношение к этому явлению как явлению поверхностному, не несущего за собой какой-либо серьезности. Лишь как к модному направлению ,возникшему в сфере моды. При этом сама личность денди не ставится в центр изучения, а тем более понимания.

Но понимание дендизма и денди не может сводится лишь к образу, который возникает у нас перед глазами в первые минуты «элегантный мужчина, безупречный костюм, возможно смокинг, галстук-бабочка, дорогая курительная трубка, ленивые отточенные движения, презрительная улыбка...» Вайнштейн О. Поэтика дендизма: литература и мода // Иностранная литература, №3 - М., 2000. - с.2..

Значит ли это, что дендизм -- прежде всего мода, поза и стиль изысканной жизни? Нет, по словам теоретика дендизма Барбе д'Оревильи, дендизм нужно рассматривать «как всю манеру жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной…» Барбе д'Оревильи. Дендизм и Джордж Бреммель: Эссе/Пер. с фр. А.Райской. - М.: Независимая газета, 2000. - с.7..

Возникает в Англии в XVIII и начале XIX в. как форма борьбы аристократии с энергически наступающей буржуазией на арене быта, форм жизнеустройства и бытового уклада. Стремлению буржуа считаться с общепринятыми моральными нормами и художественными вкусами денди противопоставляет культ своеобразной личности, враждебной «тривиальности», «пошлости», тому, «что модой самовластной в высоком лондонском кругу зовется vulgar» Пушкин А.С. Евгений Онегин.М.: Художественная литература, 1986. - с.176. , семейственному комфорту, несколько грубоватому, типичному для нового господствующего класса -- утонченную изысканность внешности, манер и обстановки; его респектабельности и строго фарисейской нравственности -- аморальность и демонизм. Представители дендизма справедливо возражали против вульгарного понимания этого термина как щегольства, модничания, склонности к франтовству в одежде, как «искусства повязывать галстук».

Дендизм представлял собой подчас целое миросозерцание с определенным жизненным и практическим уклоном. Он окрашивал все существование своих приверженцев, отнюдь не сводясь к показному фатовству и проводя глубоко-консервативную идею о природном неравенстве людей в области изящного.

Важ...