Высшие моральные ценности. Общая характеристика

Скачать

Добро и свобода как нравственные ценности. Исследование особенностей нравственного конфликта и моральной оценки. Характеристика элементов и норм морали. Взаимоотношения свободы и необходимости в сфере морали. Специфика реализации нравственной свободы.

Размер: 24,4 K
Тип: контрольная работа
Категория: Этика и эстетика
Скачать

Другие файлы:

Высшие моральные ценности и основные категории этики
Моральные ценности и нравственные идеалы. Особенности категории этики. Справедливость как нравственный смысл норм права в деятельности сотрудников орг...

Ценности и идеалы профессиональной социальной работы
Социальные ценности как общепризнанные поведенческие стандарты, их основа и уровни. Философские ценности и идеалы. Моральные качества социального рабо...

Этика юриста
Мораль: сущность и функции.Моральные принципы: сущность и виды.Формальные принципы и их специфика.Нравственный идеал, моральные ценности и способность...

Структура и динамика морального сознания
Моральное сознание как разноплановое сложное явление, культурный, психологический и социальный феномен, присущий лишь человеку и обладающий своими уро...

Высшие ценности для Максима Горького


Краткое сожержание материала:

Размещено на http:///

Размещено на http:///

Содержание

  • Введение
  • 1. Высшие моральные ценности
  • 1.1 Добро как нравственная ценность
  • 1.2 Свобода как нравственная ценность
  • 1.3 Особенности нравственного конфликта и моральной оценки
  • 1.4 Смысл жизни как высшая нравственная ценность
  • 1.5 Счастье как высшая моральная ценность
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Тема контрольной работы «Высшие моральные ценности. Общая характеристика».

Цель контрольной работы - дать общую характеристику моральных ценностей.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятия «мораль» и «ценность».

2. Рассмотреть высшие моральные ценности.

Мораль - важнейшая составляющая культуры, один из основных способов регуляции поведения человека. Поэтому, по мнению многих мыслителей, этика является важнейшей частью философии.

Особенностью морали является то, что для своего успешного действия она должна быть глубоко усвоена человеком, должна «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Золотухина - Абозина Е. В. Курс лекций по этике. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - с. 5

Мораль - самая древняя форма человеческого сознания, ее зачатки можно видеть уже в первобытном строе. Формировалась мораль в процессе труда, который всегда был явлением коллективным.

Мораль имеет и общечеловеческие элементы - требования, необходимые любому классу. Это так называемые «элементарные» нормы и правила человеческого общежития (вежливость, уважение к старшим, гостеприимство и др.). Совершенствуя эти нормы и правила, человечество передает их от поколения к поколению; от эпохи к эпохе. Кругляницо Т. Ф. Этика. Экспериментальное учебное пособие. - М.: Издательский центр АЗ, 1997. - с. 8

Ценность - это наличие в предмете или явлении признаков и свойств, представляющих особую значимость их для человека. Ценности удовлетворяют определенные потребности, облегчают процесс жизненного существования. Моральные ценности, в отличие от материальных, удовлетворяют потребности духовной жизни, облегчают процесс нравственного существования человека. Чем актуальней потребность и проблематичней возможность ее удовлетворения, тем выше ценностный статус той или иной моральной ценности. К числу высших моральных ценностей обычно относят обобщенные понятия, отражающие сущность морали и человеческого существования: добро, свободу, смысл жизни и счастье. В ценностях подобного рода нуждаются все, они значимы для всех, что обусловливает их общечеловеческий статус.

1. Высшие моральные ценности

Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Последнего не скажешь, например, о нормах права, в компетенцию которых не входит довольно широкий спектр поступков (например, опоздание на лекцию, бестактность и др.). Во-вторых, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека. Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших, требующих деликатного обращения с окружающими до норм, предельно обобщенных, норм-принципов - уважай старших, не убий, не кради и т. д.

Однако представление морали совокупностью норм, правил страдает определенной ограниченностью, так как, во-первых, сами нормы требуют определенного обоснования, «оправдания» (почему нельзя красть?!), во-вторых, в конкретных ситуациях требования различных норм может вступать в противоречие друг с другом (например, хулиган преследует женщину и просит у встречных сказать, в какую сторону она побежала. Должны ли эти встречные говорить правду, как требует определенное правило? Всегда ли обязан говорить всю правду своему пациенту врач?). Наконец, надо иметь в виду, что возникающие жизненные ситуации бывают столь многообразными, противоречивыми, что на каждый случай нормы не придумаешь, так как их потребовалось бы «несчетное» множество. Следовательно, в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры - высшие ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людёй. Одних мы встречаем с улыбкой, а других - подчеркнуто сухо, холодно. Что же можно отнести к высшим моральными ценностям? Очевидно, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное - смерть - с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации - скорее те исключения, которые подтверждают правило.

Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей - жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Этика. - Учебно - методическое пособие по спецкурску, Уфа, ВЭГУ. - http://ufalaw.narod.ru/2/etika/glava2.htm

Следует подчеркнуть, что именно высшие моральные ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Быть вежливым может быть и индивид, с ограниченными устремлениями, и даже преступник. Но вести полнокровную, высоконравственную жизнь в состоянии только тот человек, который соразмеряет свои действия и помыслы с высшими ценностями.

1.1 Добро как нравственная ценность

Добро - важнейшее предельно обобщенное, императивно-оценочное понятие морали и категория этики, в широком смысле обозначающее положительную ценность, на основе которой взаимоотношения между людьми строятся на принципах взаимного уважения, солидарности, бескорыстия и позволяют человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенствоваться. Понятие добра часто отождествляют с понятием блага.

Добро - нравственная ценность, представляющая человека как мыслящего, чувствующего, созидающего субъекта, творящего своим трудом мир нравственности и красоты. Все они в реальной действительности проявляются в любом социуме, хотя не отражают в полной мере всю суть этих ценностей в практической деятельности людей. Хубиева З.А. Духовно - нравственные ценности и их роль в жизнедеятельности человека. Вестник СевКавГТУ, серия «Гуманитарные науки», № 1, 2004. - с. 9

добро свобода мораль нравственный

1.2 Свобода как нравственная ценность

Свобода в самом широком смысле этого слова означает отсутствие каких-либо ограничений и внешнего давления на человека. Подобное идеальное состояние связывается с понятием абсолютной свободы, которая в реальном бытии нереализуема, поскольку человек всегда ограничен объективно (многие обстоятельства нашей жизни находятся за пределами нашей власти). Поэтому свобода как полная автономия от необходимости - явление невозможное. В истории философии существует три наиболее общих подхода к исследованию проблемы соотношения свободы и необходимости:

- детерминистский (абсолютизирует власть необходимости и отрицает свободу воли человека);

- индетерминистский (гипертрофирует свободу воли в противовес необходимости);

- диалектический (провозглашает принцип единства и взаимосвязи свободы и необходимости). Данный подход является наиболее конструктивным и может служить методологическим ориентиром для рассмотрения проблемы нравственной свободы и ее взаимосвязи с нравственной необходимостью.

Мораль предъявляет к поведению человека идеальные нравственные требования (нравственная необходимость), но при этом непременным условием ставит добровольное принятие этих требований личностью (в противном случае поведение не может быть признано моральным). Для этого необходимо, чтобы сама личность осознавала для себя необходимость выполнения этих требований, сделав их своими личными убеждениями (путем проверки их на истинность практическим путем). Личные убеждения, совпадающие с требованиями нравственной необходимости, дают личности возможность поступать свободно. Следовательно, нравственная свобода - это единство нравственной необходимости и субъективной добровольности поведения на ее основе (познанная необходимость).

Взаимоотношения свободы и необходимости в сфере морали можно еще больше отконкретизировать, рассмотрев условия реализации нравственной свободы:

1) Познание субъектом нравственной необходимости, предполагающее не простое знание о необходимом поведении, а проверенное на истинность и превращенное в личное убеждение. Только познанное знание может быть гарантией добродетельного поведения;

2) Моральный выбор - непременное условие реализации нравственной свободы. Выбор всегда ограничен социальными возможностями, однако о моральном выборе можно вести речь только в случае существования одинаковой возможности предпочтения того или иного решения. Имея возможность выбора...