Античная эстетика

Скачать

Характеристика античной культуры, анализ специфики древнегреческой эстетики. Принципы античной эстетики: мимесис, калокагатия, катарсис. Понятие гармонии и специфика древнегреческого эстетического канона. Стремление греческого искусства к идеализации.

Размер: 14,8 K
Тип: реферат
Категория: Этика и эстетика
Скачать

Другие файлы:

Эстетика жанров в античной литературе
Античная эстетика в современном понимании. Особенности античной литературы, определившие облик жанров. Система жанров в античной литературе: комедия,...

Античная эстетика
Сущность понятия "эстетика" – философского учения о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Черты, свойственные античному иску...

Эстетика эпохи Возрождения
Эстетика Возрождения связана с переворотом, который совершается во всех областях общественной жизни. Эстетика раннего Возрождения как эстетика раннего...

Эстетика периода Просвещения
Эстетика французского, немецкого, английського Просвещения. Эстетика "бури и натиска". Принцип подражания - значительный интерес к изобразительной фор...

Античная эстетика
История становления и развития эстетики как направления в философии, ее место и значение в трудах античных мыслителей. Особенности эстетических взгляд...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Античная эстетика

1. Общая характеристика античной культуры

Блестящий анализ специфики древнегреческой эстетики дан А.Ф. Лосевым в его многочисленных исследованиях. Основываясь на его методологических принципах, в качестве базовых оснований древнегреческой культуры можно выделить:

А - экстравертность, т.е. «направленность вне себя», которая проявляется в том, что на первом плане в мировоззрении древних греков стоят природа, Космос, прекрасно устроенный мир, гармоничный в своем физическом, геометрическом и акустическом единстве. Именно Космос приобретает характер Абсолюта, вечности, воплощает идеал гармонии и красоты. Космос наделяется чертами художественного произведения, эстетического идеала, визуализируясь в самой совершенной из фигур - в шаре. Человеческая деятельность выступает как нечто принципиально вторичное, имеет основание не в себе самой, а лишь пытается воспроизводить и подражать структурам абсолютизированного в своем значении Космоса. Классическая греческая эстетика, практически, не затрагивает проблем творчества. Древние греки были убеждены, что миром управляют вечные космические законы, и искусство должно их только соблюдать, а не выдумывать новые; искусство только открывает, но не творит присущие вещам формы.

Б - объективизм, т.е. невыраженность специфики индивидуально-личностного бытия. Античная культура вообще не имела представления о личности в современном смысле этого слова. Античность трактует человека через понятие «персона», возникшее в театральной практике для обозначения актера, носящего маску того персонажа, которого он в данный момент изображает. Для данной культуры личностные свойства человека - всего лишь форма проявления безграничного в своем могуществе Космоса. Уже в философии и эстетике пифагорейцев отчетливо звучит идея о том, что главная задача искусства - подражать движению небесных тел, ибо Космос - единственная структура, в которой все гармонично, соразмерно и вечно. Высшим типом красоты является интеллектуальная, идейная красота, нацеленная на познание смысла (следствие объективно-идеали-стической модели).

2. Базовые принципы античной эстетики: мимесис, калокагатия, катарсис

Мимесис (древнегр. - «подражание») является основополагающим принципом античной эстетики и непосредственно связан с экстравертностью и объективизмом древнегреческого мышления. Наиболее активно он разрабатывается в философско-эстетических теориях Пифагора, Сократа и Аристотеля. По мнению древних греков, в основе любой художественной деятельности лежит не изобретение, а лишь подражание совершенству природно-космических форм, реализация того, что в потенциальном виде уже существует. Творение, созидание принципиально нового - это прерогатива Космоса, а не человека. В такой трактовке содержится один из основных парадоксов древнегреческого искусства: являясь мощнейшим взлетом искусства в истории цивилизации, античность не создает теории креативной (творческой) личности.

Подтверждением мимесической трактовки сущности искусства является то, что греки не выделяли искусство в самостоятельную сферу, а объ-единяли его вместе с ремеслом общим понятием «технэ». Поэтому и сапожник, и портной, и поэт, и скульптор - все являлись представителями творческих профессий, но если первые дополняли природу тем, что она сама не создала (сапожническое и портняжное искусство), то вторые - лишь подражали природе в том, что она уже создала.

Подражание - важнейшая задача искусства. Однако мимесис нельзя понимать лишь как копирование. Во-первых, подражая действительности, художник может сделать ее более или менее прекрасной, это зависит как от степени мастерства самого художника, так и от поставленной им художественной задачи. Во-вторых, достойно подражать не всему, что существует в мире, а лишь тому, что типично. Поэтому мимесис является, одновременно, способом идеализации мира.

Мимесис обладает огромной познавательной ценностью, именно на нем основано все человеческое знание. Мимесис - это деятельность, носящая познавательный характер и доставляющая человеку эстетическое наслаждение; деятельность, к которой человек склонен от природы и которой он отличается от других существ.

Термин «калокагатия» (с древнегреч. kalos - красота + agatos - благо, нравственное совершенство; единство красивого и доброго) конкретизирует понимание гармонии, типичное для древних греков. В самом общем виде калокагатию можно определить как единство прекрасной формы и благородного содержания, т.е. физически развитого тела и культурно развитой души.

Здоровое тело - есть соразмерность души и тела. Если душа значительнее, чем слабое тело, то красоты не получается. Если душа слишком подвижна и страстна, тело будет болеть, следовательно, красоты опять нет. И существует единственное спасение от того и другого: не приводить в движение ни души без тела, ни тела без души, чтобы, взаимно ограничиваясь, они приходили к равновесию и здоровью.

Платон

Калокагатия не является естественной, природной данностью. Она - результат воспитания и самовоспитания, возникает посредством приобщения к знанию (в первую очередь, философскому!) и культурной традиции.

По мнению греков, искусство по своей сути не может отражать не только безобразные вещи, бесспорно, имеющие место в действительности, оно не может отражать и содержать в себе ничего, за исключением абсолютно-прекрасного как с точки зрения собственно эстетики (форма), так и с точки зрения этико-социального содержания. Социальная направленность античного искусства выражена в понятии «калокагатия» предельно четко: искусство должно воспитывать идеальных граждан, в этом его основная функция. Наиболее явно данный подход выражен в творчестве Платона, акцентировавшего именно воспитательную функцию искусства. Придерживаясь данной теории, Платон доходит до требования введения цензуры, которая, в частности, должна распространяться на произведения Гомера и Эсхила, ибо в их произведениях божества являются не только источником добра и нравственности, но также зла и безнравственности. Платон, основываясь на полном отождествлении счастья и справедливости, безапелляционно полагал, что искусство должно играть роль цензора, отсекающего все, что не способствует формированию человека как полноценного гражданина.

Теория катарсиса наиболее полно рассматривалась в трудах Пифагора и Аристотеля. Дословно термин «katarsis» переводится как «очищение» («облагораживание»).

Впервые идеи о катарсическом воздействии музыки, сопровождающей религиозное переживание, высказали пифагорейцы. Разделяя мимесическую трактовку искусства, они полагали, что музыка изначальна, она не творится музыкантом, а лишь «подслушивается» им, являясь божественно-природным ритмом. Воспринимая этот ритм, человек становится чище, совершеннее, ибо освобождается от сиюминутного, случайного в своей душе. Пифагорейцы считали, что далеко не все виды искусства обладают катарсическим воздействием, например, визуальные искусства им не обладают, а поэзия, музыка и танец, наоборот, обладают значительным очищающим воздействием на душу человека.

Дальнейшее развитие теории катарсиса произошло в трудах Аристотеля в его полемике со взглядами Платона о негативной, развращающей сути трагедии как театрального жанра. Негативное отношение Платона к трагедии было столь явно, что он всячески настаивал на введении жесткой цензуры применительно к данному виду искусства. Он утверждал, что трагедия, изображая человеческие страсти в их предельно заостренном виде, провоцирует подобное же эмоциональное состояние и у зрителей, нарушая тем самым баланс спокойствия и справедливости в обществе. Платон называл страсти (гнев, ревность, зависть и т.д.) «болезнями души» и полагал, что посредством «правильного» искусства и самоконтроля человек может изгнать их из своей души.

Аристотель, в противоположность Платону, считал, что страсти присущи человеку от природы, и так как устранить их невозможно, им необходимо дать выход, а театр, в частности, трагедия - лучший способ. Посредством трагедии человек проживает накал страстей в вымышленной, иллюзорной форме, но эта иллюзия имеет для него огромное нравственное значение - созерцая перипетии театральных страстей, он тем самым познает собственные. Познать - значит, освободиться. Поэтому, по мнению Аристотеля, именно трагедия обладает огромным очистительным - катарсическим - воздействием на человека. Трагедия не только высвобождает «болезненные эмоции», она придает им благородную форму искусства, «очеловечивает» их, переводя из сферы индивидуально-эгоистического в сферу всеобще-культурного.

Таким образом, древнегреческая эстетика рассматривала мимесис как основной способ бытия искусства, калокагатию - его сущность (содержание), а катарсис - форму воздействия (цель).

античный культура эстетика гармония

3. Понятие гармонии и специфика древнегреческого эстетического канона

Древнегреческая культура канонична. Ее канон имеет четко выраженный художественно-эстетический характер в отличие, например, от средневекового эстетического канона, который носил символико-медитативный характер или социально-ритуального канона египетского искусства.

В основе древнегреческого канона лежит понятие гармонии. Понятие «гармония» являлось универсальной античной категорией, проявляющей себя далеко за пределами художественного твор...