Античная эстетика

Скачать

Сущность понятия "эстетика" – философского учения о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Черты, свойственные античному искусству, характеристика его периодов: ранней классики, зрелой классики и эллинизма, их представители.

Размер: 30,3 K
Тип: контрольная работа
Категория: Этика и эстетика
Скачать

Другие файлы:

Эстетика жанров в античной литературе
Античная эстетика в современном понимании. Особенности античной литературы, определившие облик жанров. Система жанров в античной литературе: комедия,...

Эстетика эпохи Возрождения
Эстетика Возрождения связана с переворотом, который совершается во всех областях общественной жизни. Эстетика раннего Возрождения как эстетика раннего...

Эстетика периода Просвещения
Эстетика французского, немецкого, английського Просвещения. Эстетика "бури и натиска". Принцип подражания - значительный интерес к изобразительной фор...

Античная эстетика
История становления и развития эстетики как направления в философии, ее место и значение в трудах античных мыслителей. Особенности эстетических взгляд...

Эстетика русской культуры
Русская эстетика XI-XVIII вв. Развитие эстетической мысли в России в конце XIX - начале XX в. Эстетика России на современном этапе. Роль сотрудников О...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Исследование понятия «эстетика»

2. Античная эстетика

2.1 Ранняя классика

2.2 Зрелая классика

2.3 Эллинизм

2.4 Период Неоплатонизма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема данной контрольной работы «Античная эстетика».

История эстетических учений представляет собой чрезвычайно важный раздел эстетики.

История эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. -- М.: Аспект Пресс, 2000. - с.3 Как научная дисциплина, эстетика является отраслью философии. Это положение эстетики определяется и ее предметом, и генезисом, и методологией исследования. Философский характер эстетики обусловлен по крайней мере тремя причинами. Во-первых, самим предметом исследования (эстетика изучает наиболее общие законы искусства и художественной деятельности человека); во-вторых, ее генезисом (происхождением и местом в общей системе философского знания) и, в-третьих, ее функцией (способностью оперировать наиболее общими понятиями -- эстетическими категориями). На протяжении всей истории эстетика развивалась в тесной связи с философией и различными отраслями философского знания, в частности с логикой, диалектикой, теорией познания и т. д.

На сегодняшний день эстетика продолжает оставаться философской наукой и в наше время, хотя ее связи с так называемыми позитивными дисциплинами, в частности с психологией, лингвистикой, физикой и др., быстро растут. Тем не менее по своим выводам, методам исследования и форме изложения эстетика по-прежнему является одной из отраслей философского знания.

Одной из первых работ, содержащих обзор истории эстетических учений, было исследование магистра Московского университета И. Н. Среднего-Камышева «О различных мнениях об изящном» (1829), в которой рассматриваются эстетические учения от античности до XIX века. Шестаков В. П. Очерки по развитию эстетики. - М.: «Мысль», 1979. - с. 15

1. Исследование понятия «эстетика»

Слово «эстетика» - одно из наиболее употребляемых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.

Эстетика (от др. греч. - чувствующий) - философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт. - с.1526 Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки - свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эстетика спектакля») это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание еще немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине XVIII в. ввел в оборот само понятие «эстетика» (от греч. aistheticos - чувственный, относящийся к чувственному восприятию).

Немецкий философ А. Баумгартен впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие). Баумгартен считал, что: предмет эстетики - чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике - эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. - М.: Высш. шк., 2002. - с. 13

2. Античная эстетика

Эстетика Древней Греции и Рима оказала огромное влияние на развитие всей европейской эстетической мысли. Мы до сих пор пользуемся терминологией, выработанной античной эстетикой, и при решении современных проблем искусства и эстетики постоянно обращаемся к эстетическим теориям античного мира, в которых в классической форме были поставлены основные проблемы эстетики: вопрос о природе и сущности искусства, о его происхождении и развитии, об основных эстетических категориях, о характере эстетического восприятия и т. д.

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных направлений и школ античной эстетики, следует выяснить некоторые характерные черты, присущие всей античной эстетической мысли. Б. Р. Виппер в своей книге «Искусство Древней Греции» указывает на следующие три черты, свойственные античному искусству: Шестаков В. П. Очерки по развитию эстетики. - М.: «Мысль», 1979. - с. 28

логика, присущая произведениям греческого искусства, чувство меры, стремление к экономии средств;

агональные тенденции, постоянная потребность в соревновании, в борьбе противоположных направлений, в индивидуальном подходе;

тенденция к наглядному, образному, пластическому.

Эти черты присущи не только греческому искусству, но и античной мысли об искусстве. Действительно, для античной эстетики характерна стройная логика, рациональный подход к проблемам искусства и прекрасного. Даже когда античная эстетика обращалась к иррациональным формам мысли, таким, как миф, она всегда строго рационализировала их, превращала в средство познания. Эта особенность отличает в принципе почти все направления и школы античной эстетики, начиная с моментов ее зарождения и кончая поздними эллинистическими школами. Античной эстетике присуще также стремление выявить индивидуальное своеобразие в решении проблем эстетики.

Эти особенности характерны для всех направлений античной эстетики, отличают ее от других исторических типов эстетической мысли древнего мира, например от древнеиндийской или древнекитайской эстетики.

В истории античной эстетики, так же как и в истории античного искусства, можно выделить три наиболее значительных периода: раннюю классику, зрелую классику и эллинизм.

2.1 Ранняя классика

К этому периоду (VI -- начало V в. до н. э.) относятся философско-эстетические школыранней греческой философии до Сократа: Пифагор и его школа, Гераклит, Демокрит, софисты. Каждая из этих школ ставила специфические проблемы и давала им своеобразное решение и истолкование.

Для пифагорейцев такими были проблемы гармонии, числовой пропорции, проблемы теории музыки, вопрос о катартическом, очистительном воздействии искусства на психику человека, с которым было связано их учение о музыкальном этосе. Пифагорейцам было свойственно космологическое истолкование всех проблем эстетики: не случайно в центре их философского учения была так называемая гармония сфер, т. е. музыка, издаваемая движением небесных светил. Это учение глубоко вошло в традиции европейской эстетики и продолжало в ней существовать вплоть до XVII в.

Значительный вклад в историю античной эстетики внес греческий философ-материалист, «один из основоположников диалектики» (по определению В. И. Ленина), Гераклит Эфесский. В центре воззрения Гераклита -- идея гармонии, основанной на борьбе и совпадении противоположностей, диалектике множества и единства. В целом эстетические взгляды Гераклита носят космологический характер. Гармония и красота принадлежат прежде всего космосу, они выражают объективную закономерную устроенность мира. Но законы, действующие в космосе, действуют и в искусстве.

В истории античной эстетики большую роль сыграл величайший материалист древности Демокрит, который был основоположником атомистического учения о строении материи. Основой бытия
он считал атомы -- неделимые материальные частицы, которых, по его мнению, существует бесконечное множество. Из них состоят все вещи и даже душа человека. Материалистический характер философии Демокрита определил и характер его эстетических воззрений. Прежде всего Демокриту принадлежит одна из первых формулировок теории мимесиса - представления о том, что искусство по своему происхождению и характеру представляет собой подражание. Принцип подражания получил широкое развитие не только в эстетике, но и в античной теории искусства. Демокрит высказал мысль относительно общественной обусловленности искусства. Так, музыка, по его мнению, возникает не из нужды, а из развившейся роскоши.

В развитии классической античной эстетики большую роль сыграли софисты. Софисты представляли собой философскую школу, в которую
входили Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др. Для софистов характерна ориентация на чувственное познание и ощущение. Они сводили бытие к чувственной кажимости. По словам Протагора, то, что кажется одному, то и существует, а то, что кажется для другого, то тоже существует. Из числа дошедших до нас сочинений софистов многие посвящены эстетическим вопросам, например небольшой трактат, названный «Dialexeis».

В самом искусстве софисты видели иллюзию, обман. Софист Горгий определял трагедию как искусство, сознательно прои...