"Право" преступника на наказание

Скачать

Основные понятия этических категорий. Определение феномена морали. Соотношение морали и права. Значение и сущность наказания. Особенности профессиональной и юридической этики судьи, прокурора, следователя. Cущность преступления как формы нарушения права.

Размер: 73,1 K
Тип: реферат
Категория: Этика и эстетика
Скачать

Другие файлы:

Психология преступника и расследование преступлений
Личность преступника и ее типология. Методика построения психологического профиля неизвестного преступника. Психологические факторы, влияющие на форми...

Структура личности преступника
История отечественных теорий о личности преступника. Соотношение понятий личность преступника и лица, совершившего преступления. Соотношение социально...

Личность преступника и индивидуальное предупреждение
Характерологические особенности личности. Личность преступника в криминологии. Структура личности преступника. Соотношение социального, биологического...

"Русская правда" как памятник права
Правовое положение населения. Происхождение и источники. Гражданское право. Право собственности. Обязательственное право. Наследственное право. Престу...

Личность преступника
Основные подходы к изучению личности преступника. Классификация и типология преступника. Формирование личности преступника. Психологическое отчуждение...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Томский государственный университет

Юридический институт

Отделение вечернего обучения

«Право» преступника на наказание

Реферат по предмету «Юридическая этика»

Работу подготовила

студентка ОВО ЮИ ТГУ

Сутягина Анастасия Олеговна

Проверил

доц.,к.ю.н. О.В.Воронин

Томск 2011г.

Содержание

Введение

1. Этика

1.1 Понятие этики

1.2 Структура этики

1.3 Профессиональная этика

1.4 Юридическая этика

2. Наказание

2.1. Право преступника на наказание

2.2 Значение и сущность наказания

3. Заключение

Список использованных источников

Введение

«И если наказание не есть также право и честь для нарушителя, то я не хочу ваших наказаний»

(Ф. Ницше)

Юрист - понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя множество профессий. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.

Этические проблемы и правила затрагивают взаимоотношения юриста с клиентом, с другими участниками процесса, с коллегами по профессии, с государственными органами, с обществом в целом. Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда законодательство придает большое значение самостоятельным решениям юриста-профессионала: судьи, следователя, прокурора, нотариуса. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми.

Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, справедливость и долг, совесть, достоинство и честь. И не при каких условиях не изменять своим профессиональным принципам.

1. Этика

1.1 Понятие этики

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», что сначала обозначало привычное место проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В дальнейшем это слово стало обозначать природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

В 4в. н. э. в латинском языке появился термин «moralitas» (мораль), который является непосредственным аналогом греческого понятия «этика».

Эти слова греческого и латинского происхождения вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность». Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова «нрав».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - слова с одним значением. Со временем ситуация изменилась. В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) - изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и нравственность. Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью - сами поступки, их объективную сущность. Моралью он называл, таким образом, то, каким видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью - то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа.

В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Например, в разговорном русском языке то, что называют этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами. В языке, который претендует на научную строгость, важный смысл придается прежде всего разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не полностью выдерживается. Так, порой этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения некоторых моральных (нравственных), явлений используют термин «этика» (например юридическая этика, этика бизнеса).

Этика - это наука, область знания, интеллектуальная традиция, а термины «мораль» или «нравственность» следует употреблять как синонимы и понимать под ними то , то изучается этикой, ее предмет.

Происхождение и свойства, структура, нормы, принципы и основные этапы развития морали являются основным предметом изучения этики. Обобщает и анализирует свойства и функции морали, раскрывает ее роль и значение в жизни человека и общества.

1.2 Структура этики

Структура этики как науки выражает исторически закрепившиеся за ней функции: определение границ нравственности в системе человеческой деятельности, теоретическое обоснование нравственности (ее генезиса, сущности, социальной роли), а так же критически ценностная оценка нравов (нормативная этика). Ее структура очерчивает круг основных проблем, исследуемых этикой:

· Этические взгляды, идеал (т.е. этическое знание);

· Разработка и раскрытие нравственных категорий этики.

· основные категории этики составляют нравственные ценности - счастье, совесть, любовь, сострадание, смысл жизни, нравственный долг, добро и зло, достоинство, честь, добродетель, справедливость, милосердие и др.;

· Выявление взаимосвязи отношений этического сознания к объективной реальности, влияния их друг на друга.

Структура этики включает в себя широкий спектр проблем теоретического, историко-философского и прикладного характера, прослеживает динамику развития этической мысли от древности до наших дней.

Этика, разделенная на традиционную и современную, рассматривает их наиболее фундаментальные концепции.

Из теоретических проблем этики выделяются следующие: определение феномена морали, структура нравственного сознания, соотношение морали и права, морали и экономики, морали и культуры и др.

Например, рассмотрим определение феномена морали. Мораль, нравственность - гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а так же и теоретического размышления. Мораль - это не просто то, что есть. Она, скорее всего, то, что должно быть.

Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением. Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.

Существуют некоторые самые общие характеристики морали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре. Эти определения в большей мере соответствуют общепризнанными взглядами на мораль. Таким образом, общий анализ морали обычно сводят к двум категориям: моральное (нравственное) измерение личности и моральное измерение общества.

Структурные уровни этики: философско - методологические проблемы, история морали и нравов, история этических учений, социология морали, прикладная этика (теория нравственного воспитания, управление моральными процессами, профессиональная этика и т.д.)

1.3 Профессиональная этика

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести судьи Российской Федерации.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, Б которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий - свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способ...