Развитие музыкальной памяти учащихся на уроке музыки в начальной школе

Скачать

Алтайская государственная академия культуры и искусствМузыкальный факультетКафедра музыкального образования«Развитие музыкальной памяти учащихся на уроках музыки в начальной школе»Курсовая работаВыполнила:Разникова Ж. А.,студентка 3 курсаочного отделениягр. УМНаучный руководитель:Баскакова Н.П.,доцентРабота защищена:«___» ________ 2011 Оценка ________Барнаул 2011СодержаниеВведение …………………………………………………………………………..3§1. Характеристика понятия «музыкальная память»…………………………...5§2. Психологическое развитие музыкальной памяти детей младшего школьного возраста……………………………………………………………...14§3. Методы и приемы развития музыкальной памяти………………………...20Заключение……………………………………………………………………….27Список литературыВведение. Актуальность темы – изучение данной темы необходимо для развития гармонично развитой личности. Память – основа психической жизни, основа нашего сознания. Форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и воспроизведении данных прошлого опыта. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что было уже известно ребенку. Проблемы и противоречия между требованиями усвоения большого объема учебного материала и познавательными возможностями детей младшего школьного возраста привели к необходимости искать пути их разрешения посредством изучения познавательных потребностей каждого ребенка и поиска путей развития внимания, памяти, мышления. Ребенок легко запоминает то, что дается ему в процессе успешной игры. Здесь определяющим становится интерес ребенка к тому, чем он занят. В школе перед ним встает необходимость произвольного запоминания, что неукоснительно требует учебная деятельность. Ребенку приходится заставлять работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ему рефлексировать свои личные психические изменения. Память младшего школьника такова, что он произвольно и непроизвольно может заучивать материал, но может и применять какой – либо способ запоминания информации. Однако непосредственная память и опосредованная сущность как бы в параллельных почти не пересекающихся, плоскостях. Цель работы – изучить психологические аспекты развития памяти младших школьников на уроке музыки.3 Объект исследования – процесс музыкального обучения учащихся младших классов на уроках музыки. Предмет исследования – развитие музыкальной памяти на уроках музыки. Задачи:Рассмотреть понятие музыкальная память.Раскрыть возрастные особенности младшего школьного возраста.Выявить способы развития музыкальной памяти. Дети учатся контролировать процесс запоминания, учитывать содержание и объем материала. Произвольное запоминание становится функцией, на которую опирается учебная деятельность.4§1. Характеристика понятия «музыкальная память». «Музыкальная память» (англ. music memory) – способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. Музыкальное узнавание необходимо для осмысленного восприятия музыки. Необходимое условие музыкальной памяти – достаточное развитие музыкального слуха. Важное место в музыкальной памяти занимают слуховая память (одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением музыкальных образов) и эмоциональная память (память на эмоционально окрашенные события). При воспроизведении музыки существенную роль играют даже двигательная память (запоминание последовательности движений), зрительная (запоминание нотного, художественного текста) и словесно – логическая память, с помощью которой происходит запоминание логики строения музыкального произведения. Для музыкальной памяти характерно формирование у музыкантов полимодальных представлений. Теплов Б. М. [14] установил, что доминирование слуховых образов у музыканта вовсе не отменяет значения образов других модальностей. Слияние различных по модальности образов порождает синтетический, полимодальный образ. У лиц с высоко развитым «внутренним слухом» имеет место не только возникновение слуховых представлений лишь после зрительного восприятия, а непосредственное «слушание глазами», т.е. превращение зрительного восприятия нотного текста в зрительно – слуховое восприятие. Сам нотный текст начинает переживаться ими слуховым образом.Память и ее значение.

Тип: курсовая работа
Категория: Музыка
Скачать

Другие файлы:

Проведение презентации с использованием PowerPoint на уроке краеведение в начальной школе
Особенности использования компьютерной техники в начальной школе, которая развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память...

Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки
Сущность понятий память и внимание, их психолого-педагогическая характеристика. Особенности развития памяти и внимания у детей младшего школьного возр...

Систематизированный комплекс творческих заданий на уроках музыки в начальной школе
Музыкально-творческое развитие детей. Сущность организации творческой деятельности на уроке музыки. Анализ количества и качества творческих заданий в...

Креативный подход к прочтению музыкального текста на примере фортепианной музыки Й. Гайдна
Развитие восприятия музыки при обучении игре на фортепиано. Понятие музыкальной семантики. Инструментальный театр Гайдна: пространство метаморфоз. Гай...

Отечественная и мировая музыкальная классика в содержании музыкально-эстетического воспитания
Связь музыки с литературой, живописью, танцем и театром. Цели и задачи спецкурса "Классическая музыка на уроке в начальной школе". Понятие классики и...