Алхимия в Средневековой Европе

Скачать

Понятие и история развития алхимии, ее распространенность в обществе, основополагающие идеи. Достижение и направления формирования науки в период средневековья. Техническая химия и ятрохимия как переходный этап от классической алхимии к научной химии.

Размер: 27,2 K
Тип: реферат
Категория: Химия
Скачать

Другие файлы:

Алхимия
Основой настоящего издания является переработанное воспроизведение книги Вадима Рабиновича "Алхимия как феномен средневековой культуры", вышедшей в из...

Городское право в средневековой Европе
Общая характеристика государственного устройства и городского права в Англии, Франции и других странах средневековой Европе. Процесс возникновения, ра...

Инквизиционный процесс в Средневековой Европе: положительный и отрицательный опыт становления западной цивилизации
Изучение основных характерных особенностей инквизиционного судебного процесса в средневековой Европе. Определение роли Церкви в процессе становления г...

Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе
Монография посвящена изучению особенностей политического воображения в средневековой Европе: складыванию, развитию и распаду символических образов, с...

Место хореографии в средневековой Европе
Различные виды танцевального искусства, где художественный образ создаётся с помощью условных выразительных движений. Развитие архитектуры, скульптуры...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Реферат

Алхимия в Средневековой Европе

1. История развития алхимии

Важнейшей задачей алхимики считали превращение (трансмутацию) неблагородных металлов в благородные (ценные), в чем собственно и заключалась главная задача химии до 16 столетия. Эта идея базировалась на представлениях греческой философии о том, что материальный мир состоит из одного или нескольких «первоэлементов», которые при определенных условиях могут переходить друг в друга. Распространение алхимии приходится на 4-16 вв., время развития не только «умозрительной» алхимии, но и практической химии. Несомненно, что эти две отрасли знания влияли друг на друга. Знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она «никогда не была ничем иным, как химией».

«Алхимический период - это время поисков философского камня, считавшегося необходимым для осуществления трансмутации металлов. Алхимическая теория, основанная на античных представлениях о четырёх элементах, была тесно переплетена с астрологией и мистикой. Алхимический период, в свою очередь, разделяется на три подпериода: александрийскую (греко-египетскую), арабскую и европейскую алхимию.» [3]

«Основными объектами изучения александрийской химии являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета: серебру - Луна, ртути - Меркурий, меди - Венера, золоту - Солнце, железу - Марс, олову - Юпитер, свинцу - Сатурн. Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.

К числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов. Амальгама золота стала применяться для позолоты. Александрийскими учёными был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму способствовала появлению представления о ртути, как об особом, «первичном» металле. Алхимиками был разработан также способ очистки золота купелированием - нагреванием руды со свинцом и селитрой.

Арабский период алхимии. Само это название произошло от арабского слова «ал-кимиа» (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia), от которого получила свое название и химия, и которое восходит через арабское к греческому chemeia от cheo - лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование - от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Однако некоторые историки полагают, что это арабское слово, в свою очередь, связано с греческим словом Кhтiа, которое означает «Египет». Они не исключают того, что в Египте алхимики существовали задолго до того, как в обиход вошло это арабское слово. Так или иначе, алхимия получила распространение во всем мире, включая Китай и Индию. Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.

Теоретической основой арабской алхимии по-прежнему являлось учение Аристотеля. Однако развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ. Джабир ибн Хайян (Гебер) в конце VIII века разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, согласно которой металлы образованы двумя принципами: Ртутью (принцип металличности) и Серой (принцип горючести). Для образования золота - совершенного металла, помимо Ртути и Серы необходимо наличие некоторой субстанции, которую Джабир называл эликсиром. Проблема трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории свелась к задаче выделения эликсира, иначе называемого философским камнем. Ртутно-серная теория составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий. В начале X века другой выдающийся алхимик - Ар-Рази (Разес), - усовершенствовал теорию, добавив к Ртути и Сере принцип твёрдости (хрупкости), или философскую Соль. Арабская алхимия, в отличие от александрийской, была вполне рациональна; мистические элементы в ней представляли собой скорее дань традиции. Помимо формирования основной теории алхимии, во время арабского этапа был разработан понятийный аппарат, лабораторная техника и методика эксперимента. Арабские алхимики добились несомненных практических успехов - ими выделены сурьма, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получены уксусная кислота и разбавленные растворы минеральных кислот. Важной заслугой арабских алхимиков стало создание рациональной фармации, развившей традиции античной медицины.

Европейский период. В Европе алхимия возродилась только в XI веке там, где был тесный контакт с арабами - в Испании и на острове Сицилия. Именно здесь впервые начали переводить арабские рукописи на латинский язык. Здесь же возникли и первые алхимические школы. Начался золотой век тайной науки. Дружбы с алхимиками - учеными-энциклопедистами, естествоиспытателями, целителями и астрологами - добивались влиятельные вельможи, их принимали монархи. Они были окружены учениками и последователями. Установился даже некий кодекс поведения. В одном из наставлений говорится, что алхимик должен быть молчаливым и никому не сообщать результатов своих опытов. Жить он должен вдали от людей, в доме, где имеется хорошая лаборатория. Давалась и такая рекомендация: «Правильно выбирай погоду и часы для работы. Будь терпелив, прилежен и вынослив… Неплохо быть богатым, чтобы приобретать все необходимое для работы. Свои алхимики существовали и в России. В XVII веке алхимией занимались монахи-старообрядцы Выговской пустыни, расположенной у Онежского озера. Под покровительством основателя пустыни Андрея Денисова был переведен на русский язык труд знаменитого алхимика XIII века Раймонда Луллия «Великое Искусство». Правда, староверов привлекала не столько возможность получения Философского Камня, сколько «великая наука каббалистичная», объяснявшая единство божественного творения. Книгу Луллия читали и в Москве, и в Петербурге.» [2]

Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов.

«Обычно мы представляем алхимиков жадными и хитрыми, безнравственными и одержимыми идеей обогащения. Однако существует мнение, что их работа стала основой современной химии. Ведь алхимию изучали и настоящие ученые. Например, физик и математик Исаак Ньютон. Однако, будучи верен существующей в то время традиции, он держал свои алхимические эксперименты в тайне - известен случай, когда он убеждал другого алхимика хранить «полное молчание» об этом занятии.» [1]

2. Алхимия в Средневековой Европе

2.1 Алхимия в средневековье

Европейские государства, прежде всего южные страны, довольно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (с 1096 года). Европейцы смогли ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с античным наследием, которое сохранили именно арабы. В XII веке начинаются попытки перевода на латынь арабские трактаты и сочинения античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские учебные заведения - университеты. С XIII века можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода. В период с XII по XVII век алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке.

Между арабской и европейской алхимией возникли существенные отличия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где католическая церковь активно вмешивалась во все сферы общественной, в том числе светской, жизни; возникновение идей, не соответствующих догмам христианства, было небезопасным. Алхимия в Европе начиная от ее зарождения находилась на полуподпольном положении; в 1317 году папа римский Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего алхимики могли быть объявлены еретиками и переданы инквизиции. Одновременно с этим, как светские, так и церковные европейские властители, объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на потенциальные выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой - доступной только узкому кругу посвящённых. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение результатов поставленных экспериментов. Впрочем, довольно долго европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.

«Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий. Такие труды Альберта, как «Книга об Алхимии», «О металлах и минералах», «Алхимический свод», сыграли важную роль повышении значимости натурфилософии Аристотеля для европейских учёных позднего средневековья и начала Нового Времени. Среди первых европейских алхимиков он детально описал свойства мышьяка. Альберт Великий высказывал также мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря.

Популярные