Применение статистических величин в таможенной статистике

Скачать

Специальная таможенная статистика и её задачи. Определение содержания показателя и методов его оценки. Применение статистических величин в таможенной статистике на примере анализа перемещения транспортных средств через таможенную границу России.

Размер: 103,2 K
Тип: курсовая работа
Категория: Таможенная система
Скачать

Другие файлы:

Средние величины в статистике
Группы средних величин: степенные, структурные. Особенности применения средних величин, виды. Рассмотрение основных свойств средней арифметической. Ха...

Методы статистического исследования
Применение в статистике конкретных методов в зависимости от заданий. Методы массовых наблюдений, группировок, обобщающих показателей, динамических ряд...

Использование индексного метода в таможенной статистике
Индивидуальные и сводные (общие) индексы. Средние индексы и индексы средних показателей. Индексы, используемые при проведении факторного анализа внешн...

Выполнение статистических расчетов с помощью ЭВМ в системе MINITAB и Exсel
Основные характеристики распределения экономических величин. Сущность, особенности и метод вычисления коэффициента корреляции Пирсона. Расчет статисти...

Применение средних величин для оценки состояния здоровья населения
Средняя величина – количественная обобщающая характеристика однородной совокупности с изменяющимся варьирующим признаком. Виды средних величин и метод...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Применение статистических величин в таможенной статистике

1. Роль и место таможенной статистики

1.1 Специальная таможенная статистика и её задачи

В научный обиход термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Специальная таможенная статистика является ведомственной, ее организация и ведение в настоящее время находятся в исключительной компетенции ФТС РФ. Информация по специальной таможенной статистике в открытых публикациях не представляется и используется для анализа результатов деятельности таможенных органов и выработки управляющих воздействий внутри таможенной системы.

Предметом специальной таможенной статистики является наблюдение и изучение деятельности таможенных органов, а также выражение этой деятельности в фактических данных в виде статистического или бухгалтерского учета.

Правовой основой ведения специальной таможенной статистики являются Таможенный кодекс Таможенного союза, правовые акты ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие формы статистической отчетности по различным направлениям деятельности таможенных органов.

В настоящее время данный термин употребляется в 4 значениях:

1 наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием - учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях;

2 совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;

3 отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни;

4 некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.

Как научное направление таможенная статистика характеризуется предметом, объектом, целью, задачами и методами исследования. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы.

Предметом таможенной статистики являются массовые явления (статистические совокупности), а также числовое выражение проявляющихся в них закономерностей, а в основе ее методов лежит закон больших чисел, что позволяет использовать в анализе данных таможенной статистики инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов - аппарат математической статистики.

В самостоятельную дисциплину таможенная статистика, как и другие отраслевые статистические дисциплины, выделяется благодаря обособленным объекту исследования, цели и задачам.

Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля РФ и деятельность таможенных органов.

Цель таможенной статистики - обеспечение руководства Федеральной таможенной службы (ФТС), органов законодательной и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли Российской Федерации (РФ) и о деятельности таможенных органов. Соответственно определены 2 раздела таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика.

В целях обеспечения решения возложенных на таможенные органы задач указанными органами ведется специальная таможенная статистика в порядке, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

Специальная таможенная статистика представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов, предназначенных для оптимизации их деятельности.

Анализ сведений специальной таможенной статистики позволяет определить сильные и слабые стороны функционирования таможенной службы, установить направления дальнейшего совершенствования и выявить примеры успешной деятельности отдельных таможенных органов, требующие распространения на практику работы всей таможенной службы.

Используют материалы, полученные в результате анализа данных специальной таможенной статистики, в первую очередь руководители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Это позволяет организовать надлежащее управление деятельностью таможенных органов, определить стратегию их деятельности. Вместе с тем данные материалы используются и руководителями нижестоящих таможенных органов, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, предприятий и организаций, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти.

Ведение специальной таможенной статистики осуществляется таможенными органами на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающих формы статистической отчетности по различным направлениям анализа, порядок заполнения таких форм, периодичность их представления. Поскольку специальная таможенная статистика ведется исключительно для использования таможенными органами, приоритет в разработке методологии ведения такой статистики отдан федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела. Соответствующее положение закреплено в п. 1 комментируемой статьи [5, с. 123].

Нормативными правовыми актами ГТК России, регламентирующими вопросы структуры таможенных органов, предусмотрено выделение в составе отделов таможенной статистики и анализа региональных таможенных управлений отделений, которые занимаются исключительно ведением специальной таможенной статистики.

Следует отметить, что на ведение специальной таможенной статистики в полной мере распространяется действие принципа, закрепленного в п. 1 ст. 28 ТК РФ. Как следует из положений указанной статьи, статистика ведется на основе документов и сведений, представляемых лицами в соответствии с положениями ТК РФ. Это означает, что таможенные органы не могут требовать от лиц представления документов и сведений, предназначенных исключительно для ведения специальной таможенной статистики, если представление таких документов не предусмотрено ТК РФ в связи с помещением товаров под соответствующий таможенный режим.

Необходимо отметить, что содержащаяся в п. 2 комментируемой статьи норма, которая допускает использование специальной таможенной статистики только для таможенных целей, не ограничивает возможность передачи отдельных сведений Президенту РФ, Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти и иным государственным органам в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:

содействие развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики РФ;

разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли;

обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте РФ;

анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товарных потоков РФ в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации и конъюнктуры мировых рынков;

информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики РФ и государственного регулирования внешней торговли РФ;

представление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям;

представление данных таможенной статистики внешней торговли в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, разработки платежного баланса РФ;

расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема внешней торговли);

подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса РФ;

обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между РФ и ее внешнеторговыми партнерами;

представление данных таможенной статистики внешней торговли РФ для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

решение иных задач, обусловленных таможенной политикой РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС) России, являющейся центральным о...