Источники права Таможенного союза

Скачать

Понятие и основные направления деятельности Таможенного Союза, особенности взаимодействия его участников, история становления и развития, описание основных источников таможенного права данной организации. Уклонение от уплаты таможенных платежей.

Размер: 26,3 K
Тип: контрольная работа
Категория: Таможенная система
Скачать

Другие файлы:

Источники таможенного права
Особенности правового обеспечения таможенного дела. Источники таможенного права России как совокупность нормативно-правовых актов различных государств...

Международное таможенное право
Понятие, содержание и система международного таможенного права. Специфические отраслевые принципы, регулирующие область международного таможенного сот...

Правовой статус таможенного представителя в условиях действия Таможенного союза
Формирование и развитие института таможенных представителей. Институт таможенного представителя в рамках Таможенного Союза. Права и обязанности специа...

Система таможенного законодательства Таможенного союза
Определение предпосылок возникновения и изучение истории создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Международно-правовое обеспечение т...

Нормы международного таможенного права в правовой системе РФ
Понятие и содержание таможенного права, направления его регулирования в мире и в России. Общие положения о международных таможенных договорах и соглаш...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

1. Источники таможенного права Таможенного Союза

С 1 июля 2010 года Таможенный союз - Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация - функционирует в полном объеме, с этого же момента вступили в действия нормы Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), а также международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые в развитие вышеуказанного Кодекса.

Основной целью Таможенного союза - является проведение единой таможенной политики, направленной на создание благоприятных условий для международной интеграции национальных экономик, расширение рынков сбыта национальной продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.

Под источниками права принято понимать внешние формы права. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «источники права».

Действующий в настоящее время Таможенный союз трех государств постсоветского пространства: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, дает основание для пересмотра всей системы источников таможенного права. Да и само таможенное право уже не может рассматриваться в качестве только отрасли российского права, поскольку главенствующее положение в системе источников приобретают нормы международного права; существенно расширился предмет правового регулирования: это уже отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, а не Российской Федерации.

Исчезло и само понятие «таможенная граница РФ», в соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенной границей Таможенного союза являются пределы таможенной территории Таможенного союза, т.е. пределы территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящихся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией [2].

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ. Однако в настоящее время таможенное регулирование в РФ не отделимо от таможенного регулирования в Таможенном союзе, и реально оно уже не может находиться только в ведении Российской Федерации. Федеральный закон №311-ФЗ закрепляет: «Таможенное регулирование в РФ в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ» (п. 1 ст. 2). «Отношения в области таможенного дела в РФ регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле» (п. 3 ст. 4).

В области таможенного права Российской Федерации до недавнего времени источники таможенного права определялись как правовые акты федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в области таможенного дела [7].

Определения источников таможенного права, данные в других научных трудах, практически ничем не отличались от вышеприведенного.

В комментарии к таможенному кодексу Таможенного союза О.Г. Анохина устанавливает шестиуровневую систему таможенного законодательства в рамках Таможенного союза, включая в нее: ТК ТС; международные соглашения; решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; иные федеральные законы; акты Правительства РФ; нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы РФ [6].

Рассматривая систему нормативного правового регулирования в таможенном союзе (систему источников таможенного права таможенного союза), Д.В. Чермянинов, со ссылкой на доклад руководителя Федеральной таможенной службы РФ А.В. Бельянинова, определяет ее следующим образом:

1. ТК ТС;

2. Международные договоры государств участников Таможенного союза;

3. Решения Комиссии Таможенного союза;

4. Таможенные кодексы государств-участников Таможенного союза;

5. Решения правительств государств-участников Таможенного союза;

6. Нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников Таможенного союза [5].

Условно приведенную систему нормативного правового регулирования в Таможенном союзе, можно разделить на две части, первая - наднациональная, вторая - национальная.

Вместе с тем, представляется, что в предложенной системе источников таможенного права Таможенного союза отсутствует обязательный и необходимый элементом, являющийся связующим звеном между двумя частями. Таким элементом является Конституция государства-участника Таможенного союза, ибо Конституция государства, являясь основой правовой системы, предопределяет взаимоотношения национального законодательства и международных договоров.

По мнению Матвеевой Т.А.: «…она остается базовым, основополагающим источником таможенного права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п. 1 ст. 15). В Конституции РФ 1993 г. впервые появился термин «таможенное регулирование», которого не было в действующем на тот момент Таможенном кодексе РФ 1993 г. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ. Однако в настоящее время таможенное регулирование в РФ не отделимо от таможенного регулирования в Таможенном союзе, и реально оно уже не может находиться только в ведении Российской Федерации».

К актам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза, относятся:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза, являющийся приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17, с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 16 апреля 2010 г.

2. Международные договоры государств - членов Таможенного союза, направленные на формирование Таможенного союза: Договор о Комиссии Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г., в ред. Протокола от 9 декабря 2010 г.), Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним (Душанбе, 6 октября 2007 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза от 28 мая 2010 г.

3. Международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе: Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.), Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.), Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.) и др.

4. Решения органов Таможенного союза, прежде всего, Решения Высшего органа Таможенного союза - Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества. Например, Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. №19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. №51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза», и др.

Договором от 6 октября 2007 г. (действует в редакции Протокола от 9 декабря 2010 г.) учреждена Комиссия Таможенного союза как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, к функциям которой отнесены: исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза; разработка рекомендаций для Высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза; обеспечение в пределах своих полномочий реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, и др. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. №18 Комиссии Таможенного союза предоставлены полномочия по ведению Единого таможенного тарифа Таможенного союза. В пределах своих полномочий Комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для сторо...