Институционализация таможенной службы

Скачать

Становление и развитие таможенной службы. Появление норм и правил в ходе социального взаимодействия. Приведение Таможенного кодекса Российской Федерации в соответствие с международными нормами в области регулирования внешнеэкономической деятельности.

Размер: 19,6 K
Тип: реферат
Категория: Таможенная система
Скачать

Другие файлы:

Понятие таможенной службы. Принципы прохождения таможенной службы
Функции, права и обязанности таможенных органов, входящих в современную систему правоохранительных органов Российской Федерации. Принцип профессионали...

Правовые основы системы государственной таможенной и гражданской службы в Российской Федерации
Законодательство о службе в таможенных органах. Принципы организации и деятельности государственной таможенной службы в России. Исследование условий п...

Руководство по модернизации таможенной службы
В Руководстве, подготовленном группой экспертов Всемирного банка, обобщен опыт разных стран мира по успешному реформированию и модернизации таможенных...

Интеграция Федеральной таможенной службы в состав электронного правительства
Технико-экономическое и научно-техническое обоснование интеграции Федеральной таможенной службы Российской Федерации в состав электронного правительст...

Основные направления модернизации таможенной службы Республики Беларусь на современном этапе
Целевая программа развития таможенной службы. Электронное декларирование и перспективы его развития. Система анализа и управления рисками. Правоохрани...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Институционализация таможенной службы

таможенный служба социальный взаимодействие

Институционализация - процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. процесс образования и развития социального института.

Учитывая длительную историю становления и развития таможенной службы можно разделить процесс ее институционализации на следующие этапы:

1. Возникновение потребностей и формирование общих целей.

Институционализация таможенной службы неразрывно связана с развитием торговых отношений в древних цивилизациях и возникновении потребности в сборе пошлин в силу военных и экономических факторов развития, а также, в результате вывоза товаров и перевозок рабов.

2. Появление социальных норм и правил в ходе социального взаимодействия.

Появление первых социальных норм и правил соотносится с Древнейшим памятником, сохранившимся до наших дней, которым является Пальмирский таможенный тариф 137 г., изданный сенатом г. Пальмира (Сирия). Пальмирский тариф (первая правовая норма), один из ранних сводов пошлин, стал первым нормативным актом, регулирующим такие отношения.

Взаимодействия субъектов в торговых процессах, основанных на взимании пошлин за перевозку товаров, и контроле их перемещения, стало основными закрепившимися социальными нормами.

3. Практическое применение, принятие норм и правил.

Из поколения в поколение практически применялись и стали традицией нормы и правила, регламентированные целым исторически сложившимся перечнем нормативноправовых актов: подписанный в 1653 г. царем

Московским Алексеем Михайловичем именной указ с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров», Новоторговый устав 1667 г.. протекционистский таможенный тариф Петра от 1724 года, таможенный устав 1755 года, таможенные тарифы 1757 г., 1767 г., 1822 г., 1850 г., 1857 г., 1868 г.

На современном этапе становления и развития таможенной службы применялось множество норм и правил, установленных такими законодательными актами как: Указ Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности РФ» от 11 ноября 1991 г., положение о Государственном таможенном комитете РФ, утвержденное правительством в декабре 1991 г., положение о таможенном комитете Российской Федерации, утвержденное указом Президента Российской Федерации от октября 1994 г. № 2014.

В 1993 г. появился Таможенный кодекс Российской Федерации, который попытался воплотить в себе все основные нормы и правила, регламентирующие функционирование современной таможенной службы России. Интеграционные процессы в мировое сообщество потребовали приведения Таможенного кодекса Российской Федерации в соответствие с международными нормами в области регулирования внешнеэкономической деятельности.

Позже принятый Таможенный кодекс Российской Федерации стал документом, который был подготовлен на основе изучения и обобщения международного опыта таможенной деятельности, соответствует нормам таможенного законодательства, которыми руководствуются Всемирная таможенная организация и Всемирная торговая организация, и отечественного законодательства, регулирующего развитие экономики, предпринимательства в сфере торговли, транспорта, таможенной инфраструктуры. Нормы нового Таможенного кодекса открыли широкие возможности для активизации внешней торговли в России, для участия таможенной службы в осуществлении экономических реформ в стране и решении социальных вопросов, для создания условий вступления России во Всемирную торговую организацию, для развития взаимного товарооборота со странами Европейского союза.

Введенный в действие 1 января 2004 г. Таможенный кодекс заложил основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы норм и правил регулирования таможенного дела в России.

Заслуживает внимания Киотская конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (в ред. 1999 г.), так как она явилась универсальным инструментом, в котором заложен потенциал содействия развитию международной экономической деятельности и выполнению интеграционной функции институтом таможенной службы.

Применение положений Киотской конвенции могло бы способствовать смене приоритетов в институте таможенной службы, тем самым сместить атрибуты административного принуждения, характерные для политических институтов в сторону функций экономического института, нацеленных на регулирование внешней торговли в интересах формирования благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности. Это могло бы посодействовать ускорению таможенного оформления, максимальному использованию информационных технологий, прозрачности и предусмотрительности действии таможен, что существенно снижало бы проявление конфликтности во взаимоотношениях между таможенниками и участниками ВЭД, способствуя сокращению распространения неправовых практик и повышению эффективности института таможенной службы.

4. Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института таможенной службы.

В целях соблюдения формально-правовой составляющей института таможенной службы был установлен перечень санкций за несоблюдение указанных норм и правил, регламентированный Таможенным кодексом

Российской Федерации, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Исходя из существующей классификации институтов, институт таможенной службы по характеру относится к формальным (регулируется законами и нормативными актами; имеет четкую организацию связей, статусов и норм, функционирует на основе информационного обмена между взаимодействующими социальными группами), а по содержанию к политическим институтам исполнительной власти, основными признаками которых являются символы (флаг, гимн, герб), роли (законодатель, судья, избиратель), физические черты (общественные здания) и кодексы поведения (конституция, законы). Для успешной деятельности политических институтов необходима совокупность следующих ресурсов: безопасность, доступ к информации, власть, государство.

Социальный институт таможенной службы - это исторически закрепившиеся нормы, ограничения и правила поведения, в рамках которых осуществляется деятельность по контролю за товаропотоками в условиях международной торговли товарами и услугами, вызванные фундаментальными потребностями общества в обеспечении национальной безопасности и защите экономических интересов государства в области внешнеэкономической деятельности. Институт таможенной службы функционирует за счет самовозобновляющихся видов социальных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, предусмотренных перечнем нормативноправовых, социально-экономических и культурных норм и правил, существующих и функционирующих в обществе.

Как политический институт таможенная служба имеет следующие признаки:

1. Культурные символы, создающие имидж института, которыми пронизана вся структура таможенной службы. В целях восстановления традиций таможенной службы, проведения воспитательной работы и соблюдения требований международного права в отношении морских, речных и воздушных судов таможенных органов Российской Федерации 3 декабря 1994 г., Указом Президента Российской Федерации был утвержден геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел Таможенных органов Российской Федерации1.

Региональные таможенные управления, находящиеся в ведении ФТС России также имеют свои эмблемы, флаги и вымпелы, соответствующие историческому и культурному наследию данного региона.

2. Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, «Кодекс чести2 таможенника Российской Федерации», а с 2007 г. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации3, перечень концепций, нормативно-правовых и законодательных актов функционирующих в области таможенного дела - кодексы поведения социального института таможенной службы.

3. Идеология - важнейший социальнокультурный комплекс, поддерживающий влияние института и оправдывающий его деятельность. Идеология функционирования института таможенной службы - правоохранительная идеология борьбы с таможенными правонарушениями, контрабандой, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков. Она претерпела изменения за последние годы и прошла разные этапы развития: первый этап - таможня для государства; второй, который закончился в 2002 г. «таможня для таможни», то есть надо было развиваться самой таможне. С 2004 г. вступил в действие новый «Таможенный кодекс РФ» и была разработана «Целевая программа развития таможенной службы на 2004-2008 годы», после чего наступил новый этап - таможня для участников внешнеэкономической деятельности, главная задача которого - организация таможенного оформления и контроля в виде сервиса. Таким образом, в настоящее время идеология развития таможенной службы направлена на такой процесс как, «trade consolidation» - содействие торговле.

Целью института таможенной службы является успешная реализация таможенного регулирования путем обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена, участия в реализации задач по содействию внешней торговле, стимулированию развития национальной экономики и ряда других целей. Эти цели детализируются до задач, таковыми для таможенной службы РФ являются:

- взимание таможенных платежей в полном объеме и их перечисление в федеральный бюдже...