Психофизиологическая подготовка лётного состава сверхлёгкой авиации

Скачать

Специальная физическая и психофизиологическая подготовка в дельталётном спорте. Исследование роли целенаправленной подготовки и контроля за развитием психофизиологических функций в повышении качества и эффективности освоения летной учебной программы.

Размер: 314,1 K
Тип: дипломная работа
Категория: Спорт и туризм
Скачать

Другие файлы:

Ил-38 против ракетных подводных лодок
Самолеты, созданные под руководством Генерального конструктора С. В. Ильюшина, пользуются заслуженной любовью лётного и инженерно-технического состава...

Учебно-тренировочный самолёт - Як-52 (Yak-52) Модификации (3 часть)
Як-52 — спортивно-тренировочный самолёт, двухместный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом. В СССР являлся одним из...

Учебно-тренировочный самолёт - Як-52 (Yak-52) Модификации (2 часть)
Як-52 — спортивно-тренировочный самолёт, двухместный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом. В СССР являлся одним из...

Договорные отношения в бизнес-авиации
Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность гражданской авиации в РФ. Характеристика и порядок заполнения авианакладной. Бизнес-авиация в РФ....

Инженерно-авиационное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации
Назначение и задачи инженерно-авиационного обеспечения боевых действий и боевой подготовки авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Управление ин...


Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования Российской Федерации

Департамент образования и науки администрации Ханты-Мансийского автономного округа Югра

Сургутский государственный педагогический университет

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики физического воспитания

Психофизиологическая подготовка лётного состава сверхлёгкой авиации

Сургут 2010

Перечень сокращений

1. СЛА имеет два разных значения: «СверхЛёгкая Авиация»; «Сверхлёгкий Летательный Аппарат».

2. СВС - сверхлёгкое воздушное судно.

3. ЛА - летательный аппарат.

4. МД - мотодельтапланы - моторизованные дельтапланы.

5. КУЛП - курс учебно-лётной подготовки.

6. ППАП СЛА-2004 - Программа подготовки авиационного персонала на Сверхлёгких Летательных Аппаратах, 2004год.

7. ГА РФ - гражданская авиация Российской Федерации.

8 ФП - физическая подготовка.

9. ПЛП - предпосылка к летному происшествию.

10. ОД - ошибочные действия.

11. ОВиПСЧ - оценка временных и пространственных свойств человека.

12. ДВС - двигатель внутреннего сгорания.

13. КС - координационные способности.

Введение

Актуальность. Современное развитие авиационной техники, увеличение числа совершенных приборов на борту ЛА и другие факторы не только приводят к улучшению условий труда пилотов, но и делают этот труд более интеллектуальным.

В то же время совершенствование техники предъявляет повышенные требования, как к специальным знаниям, так и к физической и психофизиологической подготовке летного состава (Дорогобед B.C. 1991)[16]. Эти требования обусловливаются также и целым рядом неблагоприятных факторов, действующих на организм пилота во время полета (перегрузки, возможная гипоксия, шумы), большим потоком информации, которая поступает в полете, острым дефицитом времени для принятия решения, повышенным нервно-психическим напряжением, связанным с ответственностью за принятие решения. Все это настоятельно требует улучшения подготовки, повышения физических и психофизиологических возможностей летного состава (Мельник С.Г., Шакула А.В., Клюнк А.Д., 1987г)[23]. Большая роль в решении этой проблемы отводится физической подготовке.

Высокий уровень функционирования всех систем организма является важной базой для формирования специальных адаптационных механизмов, обеспечивающих устойчивость организма к неблагоприятным факторам полета, что в значительной степени определяет эффективность летной деятельности. В сложных условиях спортивной борьбы и на занятиях по физической подготовке формируются и совершенствуются многие физические и психофизиологические качества. Разработанные средства и методы проведения занятий по общей и психофизиологической подготовке обеспечивают улучшение физической подготовленности и повышение психофизиологической устойчивости организма к различным факторам полета и видам летной нагрузки [14][30][43][47].

Эта сторона подготовленности характеризуется возможностями функциональных систем организма пилота-спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств -- быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости.

Психофизиологическая подготовка является органической частью профессиональной подготовки специалистов сверхлёгкой авиации. Она осуществляется во всех периодах профессиональной и спортивной деятельности. Каждый пилот несет личную ответственность за свою психофизиологическую подготовленность и обязан систематически повышать уровень своей физической тренированности и психологической подготовленности, а также теоретических знаний в области физической подготовки [5].

Цель исследования: Определить влияние специально организованной психофизиологической подготовки пилотов-спортсменов СЛА, на время и качество овладения техникой пилотирования.

Объект исследования: Система подготовки пилотов-спортсменов СЛА. Предмет исследования: Средства и методы психофизиологической подготовки лётного состава СЛА.

Гипотеза исследования: Предполагалось, что целенаправленная психофизиологическая подготовка и контроль за развитием психофизиологических функций позволит значительно повысить качество и эффективность освоения летной учебной программы.

Задачи исследования:

1. Обосновать необходимость психофизиологической подготовки пилотов-спортсменов СЛА

2. Сформировать комплекс средств и методов психофизиологической подготовки летного состава CЛА

3. Определить влияние психофизиологической подготовки на время и качество освоения программного материала летной подготовки.

Практическая значимость: Результаты проведенного исследования могут быть использованы для работы в авиационных спортивных клубах, занимающихся подготовкой пилотов сверхлёгкой авиации. А также для:

- отбора детей для занятий авиационными видами спорта;

- для индивидуализации подготовки летного состава;

- усовершенствование программ психофизиологической подготовки пилотов;

- выработке новейших методик обучения лётного мастерства.

Глава I. Обзор литературы по исследуемой проблеме

1.1 Историческая справка

История создания летательных аппаратов тяжелее воздуха берет своё начало во второй половине ХIХ века. Сотни пытливых умов со всего света посвятили свою жизнь созданию различных летательных аппаратов и попыткам воспарить с их помощью над земной твердью, но лишь единицам из них улыбнулась удача. Время донесло до нас имена Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносова, В. Я. Арендта, А. Ф. Можайского, Отто Лилиенталя, Н. Е. Жуковского, братьев Орвиля и Вильбура Райт. Именно с этими людьми связаны важнейшие вехи в истории развития мировой авиации [18][23].

Создание первого аппарата с балансирным управлением (предшественника дельтаплана) связывают с именем ОТТО ЛИЛИЕНТАЛЯ, который в течение двадцати пяти лет, с 1871 до 1896г., изучал полет птиц, строил летательные аппараты и успешно летал на них. (См. рис.1)

Рис.1. Первый аппарат О. Лилиенталя

Братья ОРВИЛЬ и ВИЛЬБУР РАЙТ избрали другой принцип управления: они установили на крылья подвижные плоскости, которые получили название - аэродинамические рули. Дальнейшая моторизация этих ЛА привела к созданию самолёта.

В России глубокие исследования в области аэродинамики проводились в Московском высшем техническом училище под руководством Н.Е.Жуковского.

Вновь ЛА с балансирным управлением появились во второй половине 60-х годов. Толчком к их развитию явилась теоретическая разработка мягкого крыла Френсиса Рогалло.

В середине сороковых годов он вместе со своей женой занимался исследованием свойств воздушных змеев. В 1951 г. на основании этих работ он получает патент на изобретение «змея Рогалло», представлявшего собой крыло треугольной формы[24][34]. (См. рис.2)

Рис.2. «Змей Рогалло»

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) объявило конкурс на лучшее средство приземления космических аппаратов, вернувшихся с орбиты. Ф.М. Рогалло принял в нем участие и победил. Его «змей», переименованный сотрудниками НАСА в «крыло Рогалло», подвергся всесторонним проверкам.

Обратил внимание на «крыло Рогалло» и Пентагон. В течение нескольких лет ряд американских фирм вели испытания, и исследования гибкого крыла по заказам армии и ВМС США. Проведенные исследования показали возможность применения крыла в военных целях. Хотя исследования по применению «крыло Рогалло» в военных целях не привели в то время к практическим результатам, эти работы оказали услугу становлению нового вида спорта. Ведь ни одна фирма, производящая сегодня дельтапланы, не может выделить такие громадные суммы, чтобы досконально изучить свойства гибкого крыла.

Пока на американском континенте велись исследования военно-прикладного значения крыла Рогалло, австралийские воднолыжники первыми разглядели в крыле Рогалло спортивные возможности.

Сделав уменьшенную копию космического крыла, они проверили его летные свойства на песчаных дюнах у океанского побережья. А затем, в 1962 году, стартуя с помощью водных лыж, начали буксировочные полеты за катером.

Такие же буксировочные полеты за катером на змеях различной конфигурации в эти годы проводились и у нас в стране. Красочные снимки смельчаков, несущихся под крылом за катером над водной гладью - Александра Казенова из Саратова, Бориса Данника с Украины и других - появлялись в наших журналах. Увлечение буксировочными полетами скоро уступает место новому спорту - дельтапланеризму. И невольным виновником этого стал Отто Лилиенталь.

Дельтапланерный спорт своё название получил от сходства конструкции с греческой буквой Д (дельта), это название привилось на всей территории бывшего СССР.

Рис.3. Современный дельтаплан

Время и технический прогресс не стоят н...