"Философия техники" П.К.Энгельмейера

Скачать

В настоящей статье обсуждаются совершенно конкретные вопросы творческой или, - если угодно, - инновационной деятельности инженера, всесторонне рассмотренные в трудах - во многом забытых - выдающегося ученого П.К.Энгельмейера, - главным образом в его "Философии техники".Несмотря на многочисленные работы в области истории и теории развития техники, термин и понятие "философия техники" имеют далеко не однозначное толкование. Можно показать, однако, что в трудах Энгельмейера они были не только впервые введены в научную литературу, но и получили глубокий, именно философский смысл - и как онтология техники, т.е. учение о ее сущности, бытии, и как гносеология, раскрывающая ход познания и механизм развития технических наук, и, наконец, как социология техники.В высшей степени важным является то обстоятельство, что в трудах Энгельмейера принципиально в обновленном и далеко не обычном плане рассматривается инженерная деятельность. Она предстает как органичная целостность приложения технических и естественно-научных знаний, экономических и социальных факторов, этических и эстетических аспектов, а также высоких духовных качеств инженера-творца, инженера-новатора. В трудах Энгельмейера освещаются реалистичные, трудные, но вполне преодолимые пути формирования инженера самого высокого класса, - инженера- производственника и предпринимателя, и своего рода ученого, экономиста и психолога, педантичного исполнителя и созидателя новой технической политики, механика или технолога и художника, представляющего ту область человеческой деятельности, которую по праву можно назвать инженерным искусством."Философия техники" П.К.ЭнгельмейераИ.Корнилов, доцент МГАПВ настоящей статье обсуждаются совершенно конкретные вопросы творческой или, - если угодно, - инновационной деятельности инженера, всесторонне рассмотренные в трудах - во многом забытых - выдающегося ученого П.К.Энгельмейера, - главным образом в его "Философии техники". Несмотря на многочисленные работы в области истории и теории развития техники, термин и понятие "философия техники" имеют далеко не однозначное толкование. Можно показать, однако, что в трудах Энгельмейера они были не только впервые введены в научную литературу, но и получили глубокий, именно философский смысл - и как онтология техники, т.е. учение о ее сущности, бытии, и как гносеология, раскрывающая ход познания и механизм развития технических наук, и, наконец, как социология техники. В высшей степени важным является то обстоятельство, что в трудах Энгельмейера принципиально в обновленном и далеко не обычном плане рассматривается инженерная деятельность. Она предстает как органичная целостность приложения технических и естественно-научных знаний, экономических и социальных факторов, этических и эстетических аспектов, а также высоких духовных качеств инженера-творца, инженера-новатора. В трудах Энгельмейера освещаются реалистичные, трудные, но вполне преодолимые пути формирования инженера самого высокого класса, - инженера- производственника и предпринимателя, и своего рода ученого, экономиста и психолога, педантичного исполнителя и созидателя новой технической политики, механика или технолога и художника, представляющего ту область человеческой деятельности, которую по праву можно назвать инженерным искусством. Петр Климентьевич Энгельмейер является автором целого ряда трудов, совокупность которых без преувеличения может быть названа классикой философии техники. Более того, он фактически является единственным, кто сумел раскрыть подлинную суть и социальную значимость инженерной деятельности. Для представления о том, какое значение придавал Энгельмейер деятельности инженера и что он понимал под этой деятельностью, приведем выдержку из его труда "В защиту общих идей в технике". "Сама жизнь, сама история неудержимо выдвигает инженера - этого поистине творца и руководителя хозяйства - из тесноты мастерских на широкою арену общественной деятельности и ставит его все ближе и ближе к кормилу государства, и если пойти по стопам мудрого Платона и позволить себе мечту относительно идеального государства, то легко можно дойти до вывода, что... в современном государстве первенствующая роль неудержимо переходит к инженеру... Но если так, то инженер должен и готовиться к руководящей государственной роли, и готовиться сразу с четырех сторон, а именно прежде всего, конечно, со стороны технической в тесной связи с экономической и юридической. Но при этом нигде и никогда он не должен упускать из виду и этической стороны своей общественной функции... Вот в каком смысле и на каком основании все чаще и чаще раздаются авторитетные голоса, доказывающие необходимость сообщать инженеру уже в школе не одни технические познания, но и общую глубокую умственную культуру. Я бы сказал так: надо будущему инженеру сообщать: 1) Фактические познания по технологии, экономике, законоведению, политике, психологии и этике; 2) кроме этого материала для мышления, надо дать ему возможность правильно пользоваться этим материалом, другими словами, выработать в нем мышление правильное, логическое, философское". Собственно о самой жизни П.К.Энгельмейера нам известно немного. Его имя не вошло ни в "Большую советскую энциклопедию", ни в другие справочные издания. Количество публикаций об этом - поистине выдающемся теоретике инженерного дела весьма незначительно. Сами же его труды, выходившие в период с 1887 по 1930 гг., ни разу не переиздавались. Петр Климентьевич Энгельмейер прожил долгую жизнь - с 1855 по 1942 гг. Вот несколько штрихов из его биографии. В 1881 г. он окончил курс Императорского Московского технического училища, получив квалификацию инженера-механика . Основным трудом Энгельмейера можно считать "Философию техники", в котором он вводит целый ряд новых понятий. Прежде всего, это понятия техницизма (не следует путать с технократизмом) и эврологии. Начинал же он свою деятельность с издания и редактирования журнала "Техника". В первой четверти века его хорошо знали как в России так и за рубежом. Поэтому не случайно в 1922 г. советская общественность чествовала П.К.Энгельмейера "как старейшего русского работника на поприще философии техники" . В области техники интересы его были разносторонни. В 1912 г. выходит третье издание практического руководства "Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка", в котором приводится исторический очерк об автомобилях с рисунками и фотографиями . Он сам совершает автопробег из Парижа в Москву с сыном Володей . С 1909 г. Энгельмейер преподает курс автомобилестроения, а в 1916 г. выпущено, вероятно, одно из первых учебных пособий в России, посвященных комплексному обучению автоделу - "Катехизис шофера" . В 1930 г. он выпускает вместе с соавторами специальное издание, посвященное конструктивным особенностям моторных лодок . А в начале тридцатых годов представляет на 30 машинописных страницах проект Дворца техники, который предполагалось построить на базе Политехнического музея в Москве . Много работал П.К.Энгельмейер и над вопросами, связанными с изобретательством. В 1897 г. он публикует руководство для изобретателей "Изобретения и привилегии" с приложениями, в которые вошли: закон о привилегиях и дополнения к нему, а также указания для оформления документов . Любопытно, что вместо предисловия Энгельмейер помещает письмо, адресованное ему графом Л.Н.Толстым, выдержка из которого приведена ниже. "Милостивый Государь Петр Климентич! ... Я просмотрел присланные Вами листы Вашей книги. Цель ее очень хорошая. Меня каждый год посещают несколько человек таких изобретателей, и всегда бывает очень жалко ненормального душевного состояния, в котором они большей частью находятся, вследствие неестественного напряжения дурно направленных умственных способностей. Ваша книга может принести пользу тем из них, которые еще не потеряли способности критически относиться к своим проектам, и потому желаю ей успеха. С совершенным уважением, Ваш покорный слуга Лев Толстой". Текст этого письма будет более понятен, если раскрыть само руководство. В нем рассматриваются не столько формальные стороны изобретательской деятельности, сколько морально-этические и социально-психологические аспекты этого процесса. Энгельмейер подробно, на базе конкретных примеров, разбирает такие вопросы, как "Соперничество между изобретениями", "Неудачи изобретений" , "Изобретение вечного движения" . В дальнейшем он дополнил эту работу изданием, в котором ввел целый ряд разделов, посвященных "привилегированию изобретений", то есть, говоря современным языком, охране интеллектуальной собственности . Это руководство фактически является и энциклопедией, и инструкцией для изобретателя. Кроме основных разделов, в которых дано представление об изобретениях как "объектах права собственности", и "достижении в...

Размер: 21.1 КБ
Тип: реферат
Категория: Наука и техника
Скачать

Другие файлы:

Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX - начале XX столетия
Дается формулировка исследовательской программы философии техники. Освещается формирование инженерного общества на фоне общей исторической ситуации в...

Инженерная философия техники
Цели и функции техники. Инженерное и гуманитарное направления философии техники. Концепция техники Э. Каппа как проекции органов человека. Манганизм и...

Тесты с ответами по Философии
1.1. Что такое философия?1.2. Восточная философия1.3. Античная философия1.4. Средневековая философия1.5. Философия эпохи Возрождения1.6. Философия Нов...

Философия техники
Философствующие инженеры и первые философы техники. Распространение технических знаний в России в XIX - начале XX вв. как предпосылка развития философ...

Философия техники: история и современность
В монографии исследуются методологические проблемы технического знания, проблемы техники в системе культуры, эпистемологический и нравственный контекс...